14 октября исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова
По энергии и языковой выразительности, по силе протеста и отрицания поэзия Лермонтова не имеет подобия в литературе.
Мотивы усталости, успокоения перед лицом природы ни в какой мере не определяют собой общей направленности творчества зрелого Лермонтова. Горькая молитва, являющаяся гневным вызовом богу («Благодарность», 1840), пламенный протест против гнета и гимн свободе («Мцыри», 1840), противопоставление мужественного обличителя общественных пороков самодовольству сытых («Пророк», 1841) — таковы характерные мотивы, вместе с мотивами «Героя нашего времени» и «Песни про купца Калашникова» определяющие творческое лицо Михаила Лермонтова. И в фаталистическом «Валерике» (1841) мы находим впервые в русской поэзии будничную картину войны, сниженную и освобожденную от традиционной батальной бутафории. А в «Родине» (1841) Лермонтов провозглашает разрыв со всей идеологией официальной императорской России, отвергая такие святыни дворянского патриотизма, как «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой» и даже «темной старины заветные преданья». Недаром «Родину» так высоко ценил вождь революционной демократии Н. А. Добролюбов.
Таким образом переход от абстрактного идеала к действительности не означал для Лермонтова разрыва с самой сущностью своих мятежных устремлений. О нем говорили: Лермонтов «никогда не мог и не хотел дойти до самого примирения, потому что оно не могло быть полным, а половинных мер он не терпел».
Из воспоминаний Н. К. Крупской, которая сама хорошо знала творчество М.Ю.Лермонтова в письме к М. Ф. Николевой, научному сотруднику музея Лермонтова в Пятигорске (1938) писала: «Владимир Ильич <...> любил Лермонтова, но <...> как-то «стихийно». Привлекала <...> должно быть, смелость и сила чувства, которые так ярки у Лермонтова»