Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Что пилят в музее Маяковского?

Что пилят в музее Маяковского?

Что пилят в музее Маяковского?Начало двадцатого века. В обществе грозовая, наэлектризованная атмосфера, веет переменами и великими свершениями. Где должен быть в это время поэт?

Владимир Маяковский не был застигнут Октябрьской революцией врасплох, он ждал ее.

Великий Октябрь вошел в его судьбу как решающее событие. Он дал ему новый мощный толчок в творческом развитии.

Критики любят представлять Маяковского футуристом, шокирующим окололитературную публику. Для нас же он, прежде всего, член РСДРП, грамотный пропагандист марксизма. За плечами у него три ареста, подпольная типография, подготовка побега политкаторжанок из Новинской тюрьмы.

В своем развитии он шагал нога в ногу с революцией. Всегда готовый идти на улицы, площади, в казармы, в рабочие клубы, он восторженно создавал новое искусство и новую пролетарскую культуру.

Творчество Маяковского выросло на гребне исторической необходимости. Если бы он не был знаком с научным коммунизмом, не видел стачек, не дышал смрадом империалистической войны, не сидел бы в царской тюрьме, мы не знали бы трибуна Маяковского.

В память своего литературного знаменосца в 1938 году в советской стране был открыт музей поэта.

В 1989 году в музее отказались от академической, классической экспозиции. Музей создал потрясающую авангардную инсталляцию. Главный инициатор реконструкции, бывший директор Светлана Стриженова говорила о новой музейной выставке: «…Экспозиция – это не место, где человек должен сидеть и изучать; для этого есть библиотеки, архивы. Экспозиция – это то место, где должны бушевать эмоции, где человек должен быть захвачен временем, человеком, его судьбой... Важно, чтобы возникла какая-то внутренняя эмоциональная потребность обратиться к его книгам». Тарас Поляков, Евгений Амаспюр, Евгений Будин, Борис Чернов создали на четырех этажах музея удивительный сколок жизни 20-30-х годов прошлого века. Посетитель наяву погружался в русский авангард. И лишь одно место из 3000 квадратных метров музея оставили без изменений: нетронута комната, где жил сам поэт.

Показательно, но музей после этой реконструкции стал третьим по посещаемости в Москве. Однако сегодня эта уникальная музейная композиция разобрана. Удивительного, гениального музея Маяковского больше нет. Правда, в Домике-музее Чехова выставлена временная экспозиция. Но, что будет в самом музее через два года, никто не знает. Администрация лишь в феврале собирается обсудить новую концепцию музея. Можно не сомневаться, что от старой экспозиции, от духа советской эпохи мало что останется, если вообще что-то останется. Думается, именно в этом и был социальный заказ буржуазной власти. Просто она не может оставить здравствовать музей, прославляющий советскую эпоху и ее созидательный характер.

Маяковского – трибуна, коммуниста, поэта коммуны – нужно сбросить с пьедестала.

У нынешней власти своеобразные представления о музее, для нее это – художественное пространство, предназначенное для освоения-распила бюджета.

Разбирать футуристическую экспозицию, естественно, не пригласили ни Полякова, ни Амаспюра. Очевидно, что воссоздавать инсталляцию в прежнем виде никто не собирается.

Нынешней власти не нужен Маяковский, который в стихотворении «Революция» еще в апреле 1917 года писал:

«…Город горит.

Везде языки.

Взовьются и лягут.

Вновь взвиваются, искры рассея.

Это улицы,

взяв по красному флагу,

призывом зарев зовут Россию».

Следующее четверостишие из стихотворения 1918 года «Левый марш». Поэт его написал, когда сжалось кольцо вокруг Советской России и положение стало критическим. Кто мог подумать, что большевики выстоят? Маяковский пишет «Левый марш» как воззвание и читает его матросам.

«Пусть,

оскалясь короной,

вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!»

Подводя итоги своей двадцатилетней работы, Владимир Маяковский говорил о труде поэта: «…поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком, и блеет на лирические темы, но поэт тот, кто в нашей обостренной классовой борьбе отдает свое перо в арсенал вооружения пролетариата, который не гнушается никакой черной работой, никакой темы о революции, о строительстве народного хозяйства и пишет агитки по любому хозяйственному вопросу».

Вот и спрашивается, нужен ли буржуазной власти такой музей, в самом центре страны прославляющий рабочую власть? Пусть даже экспозиция этого музея многими мировыми экспертами в области культуры признана произведением искусства. Пусть она повлияла на создание отечественных и зарубежных литературно-мемориальных музеев конца 20 – начала 21 века. Пусть речь идет об экспозиции, которая входит во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Пусть, пусть, пусть…

Департамент культуры г. Москвы уверял, что уникальная экспозиция Музея будет отреставрирована и возвращена в Музей в неизменном виде, что ремонт подразумевает только замену устаревших коммуникаций. Но 20 декабря 2013 года директор музея В.В. Маяковского Н.Г. Морозова на презентации проекта «МАЯКОВСКИЙ и РУССКИЙ АВАНГАРД» открыто заявила, что считает экспозицию морально устаревшей, требующей модернизации.

К 120-летию поэта новоявленные господа додумались уничтожить уникальный музей. Что это, как не откровенный вызов и плевок буржуа в лицо рабочему «быдлу»?

Про тех, кто правит ныне бал в больших кабинетах, Маяковский-провидец брезгливо сказал:

«Утихомирились бури

революционных лон.

Подернулась тиной советская

мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина».

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: