Реформа здравоохранения: пересмотр принципов
Депутаты фракции КПРФ в Госдуме во главе с Геннадием Зюгановым направили обращение Президенту РФ В.В. Путину «О пересмотре принципов проводимой исполнительной властью реформы здравоохранения». Публикуем фрагменты этого обращения.
«Реализуемая Правительством Российской Федерации и региональными администрациями т.н. «программа оптимизации здравоохранения» негативно сказывается на количестве медицинских организаций, врачей и мест в больницах, что в конечном счете создает опасность для жизней и здоровья неопределенного круга граждан.
Соответствующие выводы сделаны Счетной палатой Российской Федерации в результате проверки исполнения соглашения между Минздравом и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских организаций в 2013-2014 годах.
Как выяснили аудиторы, сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей — более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).
Проверка Счетной палаты показала, что в ходе «оптимизации» регионы проводят активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства - около 140%.
При этом коллегия Счетной палаты подчеркнула, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных восьми часов врач работает 12 часов и более.
Стоит отметить, что сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества «потребителей услуг» неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых услуг.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в два и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.
Под мероприятия по «оптимизации» подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 году (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 года планируется закрыть еще 15 мед.организаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций - на 7,2%.
По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года сокращено 33 757 коек.
В Москве за два года сокращено около 20 тыс. коек. Вопреки острой нехватке медицинских работников, происходит увольнение более 8 тыс. медиков.
Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или «офису» врачей общей практики.
Аудиторы отметили рост как внутрибольничной летальности, связанный, в частности с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения производится в обычное терапевтическое отделение госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями, так и числа умерших на дому, в т.ч. из-за снижения доступности «медицинских услуг».
Так, число пациентов, умерших на дому, в 2014 году по сравнению с аналогичным показателем за 2013 года увеличилось: в Липецкой области на 1 955 человек, Московской области - на 1 519, Орловской области - на 580, Архангельской области (без автономного округа) - на 544, Республике Дагестан - на 518, Кабардино-Балкарской Республике - на 1 120, Республике Северная Осетия - Алания - на 2 157, Чеченской Республике - на 1 862, Республике Татарстан - на 1 425, Тюменской области (без автономного округа) - на 17, Республике Хакасия - на 608, Забайкальском крае - на 197, Омской области - на 235.
Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичным периодом 2014 года, то рост смертности населения составил 2,2%.
Основа современного здравоохранения - лекарственные препараты. 90% врачебных назначений - лекарственная терапия. Но только 8—10 миллионов граждан могут получить вне стационара лекарства, оплаченные из бюджета. У многих просто нет средств на покупку лекарств за свой счет.
2 млн. безнадежно больных нуждаются в паллиативной помощи, им необходимы сильнодействующие анальгетики. Но 70% больных их не получают, в 25 регионах получают 2-10% нуждающихся, в 36 - менее 2%.
Необходимо создавать систему оплаты труда медиков по профессиональным квалификационным группам, исключать неоправданный разрыв (в ряде случаев в 200 раз) между доходами медицинских работников и руководства больниц.
Применение принципа реальной ответственности медицинских чиновников за состояние здоровья населения должно предупредить реализацию необдуманных и вредных реформ.
Просим Вас как гаранта Конституции Российской Федерации принять меры, направленные на пересмотр принципов реформы здравоохранения в целях остановки сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, а также решения накопившихся проблем отрасли.