Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Валентина Гризодубова. С мечтой о небе

Валентина Гризодубова. С мечтой о небе

Валентина Гризодубова. С мечтой о небе31 января исполнилось 106 лет со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой - легендарной советской летчицы, первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза. Этому событию был посвящен «круглый стол», организованный по инициативе Владимира Святошенко в Московском городском отделении ВСД «Русский Лад». Публикуем фрагмент его выступления.

Валентина Гризодубова родилась в Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова и его жены Надежды Андреевны.

Ее летный стаж начался с двухлетнего возраста, когда отец брал дочку в полет на сконструированном им аэроплане.

С детства, будучи окруженной атмосферой творчества в семье одного из первых в стране авиаконструкторов и авиаторов, увлеченной романтикой зарождавшейся авиационной эпохи, Валентина Степановна решила стать летчицей.

В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Одновременно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

Однако мечта о небе не оставляла ее, хотя в то время попасть женщине в летную школу было очень сложно. Несмотря на это, Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе и, благодаря его содействию, в 1928 году, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Находила юная Валентина время и для занятий боксом.

Окончив аэроклуб и оставив занятия в институте, она поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, после чего в 1929 году была зачислена в школу летчиков-инструкторов в Пензе. По окончании школы была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

В 1934-1935 годах Гризодубова была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. За это время она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила пять мировых рекордов высоты, скорости и дальности полета. Вскоре пролетела со штурманом Мариной Расковой на спортивном самолете по маршруту Москва-Актюбинск за 7 часов 23 минуты. Летчицы прошли по прямой 1444 километра, почти в два раза превысив международный женский рекорд.

24-25 сентября 1938 года, в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 бис «Родина» конструкции П. Сухого, со вторым пилотом П.Д. Осипенко и штурманом М.М. Расковой летчица совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут было покрыто расстояние в 6450 км.

Полет проходил в сложных метеоусловиях. Из-за неисправности отказали радионавигационные приборы, прервалась радиосвязь, самолет отклонился от курса и совершил вынужденную посадку в тайге. Но в этой нештатной ситуации женский экипаж проявил выдержку и профессионализм. Вся страна с напряженным вниманием следила за беспримерным перелетом. В столице их ждал восторженный прием. Первым среди женщин им было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В 1939-1941 годах избранная Депутатом Верховного Совета СССР I-го созыва В.С. Гризодубова возглавляла Управление международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

Используя свой авторитет и известность, Валентина Степановна неоднократно ходатайствовала в защиту людей, несправедливо пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным летчиком М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королева, будущего создателя первых советских космических кораблей.

В 1941 году героическая летчица стала членом ВКП(б). Возглавила Антифашистский комитет советских женщин. В 1942 году работала в комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

В первый же день войны В.С. Гризодубова подала рапорт об откомандировании ее на фронт, но ей отказали. В марте 1942 года она была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Летчики полка бомбили противника в районе Курска, Орла, Льгова, Бобруйска, Полоцка, Борисова, Лиды, сбрасывали десанты в тыл врага, разрушали мосты, станции, склады.

В конце 1942 года полк был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Самолеты доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, оружие, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, женщин и детей.

Полковник В.С. Гризодубова лично совершила на самолете Ли-2 более 200 боевых вылетов, в том числе 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Героических эпизодов в боевой биографии Валентины Степановны Гризодубовой было немало. Так, в одну из боевых ночей самолет соседнего полка прилетел на аэродром с задания с зависшей под фюзеляжем 250-килограмовой фугасной бомбой, ударился о землю и загорелся. Двери Ли-2 заклинило, и экипаж горящего самолета не мог покинуть машину.

Взрыв бомбы мог последовать в любую секунду, да и бензина в баках машины оставалось около тонны. И тут Гризодубова вместе со своим заместителем-подполковником Орловым и двумя отважными мотористами смело бросилась к горящему самолету. Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.

С 1946 года Гвардии полковник В.С. Гризодубова – в запасе. Работала заместителем начальника Научно-исследовательского института по летной части. В 1963 году по ее инициативе был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) в Солнцево, который Валентина Степановна несколько лет возглавляла. Позднее он был переименован в Научно-производственное объединение «Взлет».

В январе 1986 года за большие заслуги в развитии авиации Валентина Степановна Гризодубова удостоена звания Героя Социалистического Труда.

К сожалению, НПО «Взлет» постигла судьба многих известных московских предприятий и организаций. В «демократическое» время объединение подверглось ряду реорганизаций и практически находится на грани ликвидации.

Властями принято решение о его сносе и возведении на этой территории элитного жилого комплекса. Под угрозой находится Музей трудовой славы НПО «Взлет», в котором бережно сохраняется память об уникальном предприятии и его замечательных людях.

Умерла Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память о легендарной летчице, выдающейся женщине нашего времени, увековечена в названиях улиц тридцати городов СССР. В Москве на Кутузовском проспекте у дома №34 стоит бронзовый памятник героине. В столице на доме №44 по Ленинградскому проспекту, где жила Валентина Степановна Гризодубова, установлена мемориальная доска.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 3
Читать другие новости по теме: