Саморегулирование как оно есть
В условиях структурного политико-экономического кризиса, когда российские власти говорят (и делают) о сокращении бюджетных расходах на все, кроме самой себя любимой, мы пытаемся обратить внимание законодательных властей на источники средств на финансирование модернизации инфраструктуры страны.
До 2009 года для строительно-проектных и изыскательских организаций возможность работать в отрасли и вести квалифицированную деятельность регламентировалась Федеральным лицензионным центром при Росстрое РФ (Федеральное агентство). Предприятиям выдавались срочные лицензии на виды работ, выполнять которые могли имеющиеся в штате предприятия специалисты, должным образом аттестованные. При этом свою гражданскую ответственность предприятия страховали сами. Правила лицензирования были просты и понятны, коррупционные отношения были минимизированы.
С 2009 года в отрасли было введено саморегулирование. В чем оно заключается? Создаются некие некоммерческие партнерства, которым после регистрации в Ростехнадзоре присваивается статус саморегулируемым организаций (СРО), и они получают право принимать в свои члены проектно-строительные организации и выдавать им допуски на производство работ, влияющих на безопасность в капитальном строительстве. Обратим внимание на финансовую сторону вопроса, вернее на отдельные аспекты.
При вступлении в СРО предприятия платят взносы в так называемый компенсационный фонд. Взносы составляют от 100 000 рублей и до бесконечности в зависимости от объема договоров генерального подряда, которые проектно-строительные и изыскательские организации заключают с заказчиком. Компенсационный фонд предназначен для того, чтобы члены СРО несли солидарную ответственность перед заказчиком, в случае причинения ему материального ущерба в результате работ, производимых членом СРО. Кроме этого, предприятия обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Компенсационый фонд не может расходоваться ни на что другое и должен аккумулироваться в виде депозитов на счетах СРО в банках. В то же время взнос в компенсационный фонд рассматривается нашим законодательством как взнос участника некоммерческого партнерства в паевой капитал партнерства. Этот момент очень важен!
Не будем говорить, что с введением саморегулирования в отрасли появилось множество «живопырок», которые свои функции по саморегулированию ведут только на бумаге. СРО весьма успешно и регулярно собирают различного вида взносы, которые идут на их содержание. Кроме того, существует еще и национальный надстроечный орган, который неизвестно чем занимается, но его содержание оплачивают предприятия-члены СРО. Если за оформление лицензии ты платил один раз, и государственному органу, то за допуски ты платишь все время, и неизвестно, за что.
При выходе предприятия из членов СРО, его исключении, реорганизации, ликвидации, банкротстве взнос в компенсационный фонд не возвращается. Эти средства остаются на счетах СРО. То есть предприятие выплачивает этот взнос из своих оборотных средств, а в итоге эти деньги у него фактически крадут. Таким образом, эти саккумулированные на счетах СРО гигантские средства (мы оцениваем их в размере триллиона рублей, это оценка, статистики не существует) обслуживают не реальную экономику страны, а банки и ворье из руководства СРО.
Мы предлагаем изъять эти средства из СРО, перевести их на спецсчет в уполномоченном министерстве (строительства и ЖКХ) и использовать их для финансирования инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ под контролем профильного комитета Госдумы.
Игорь Архаров,
Юрий Заводчиков