Реформа здравоохранения или похороны московской медицины?
Реформирование системы здравоохранения идет сейчас столь же бурными темпами, как и реформирование системы образования. Мы уже можем оценить некоторые результаты последнего: деградация подрастающего поколения, его неспособность мыслить самостоятельно, привязанность к навязываемым штампам и стереотипам, отсутствие элементарных знаний по истории страны и т.п. Реформа здравоохранения, если её не остановить, приведёт к ещё более страшным последствиям – вымиранию населения.
В XXI веке именно состояние систем образования и здравоохранения является главным индикатором социального уровня развития государства и общества. На самом деле так называемые непродуктивные расходы на социальную сферу обеспечивают развитие экономики страны в перспективе. Ведь образованный и здоровый гражданин произведёт многократно больше полезного для общества продукта, чем болезненный неуч.
Это ясно большинству граждан, но почему-то остаётся непонятным для тех, кто оказался сейчас на вершинах власти. Иначе как объяснить масштабную «реформу» системы столичного здравоохранения, затеянную высокопоставленными чиновниками Минздрава РФ, Правительства Москвы и Департамента здравоохранения Москвы?
В короткий срок в ходе так называемого «укрупнения» или «оптимизации» ликвидировано более двух десятков государственных медучреждений, сокращены и фактически выброшены на улицу тысячи специалистов и медицинских работников.
В своём ответе №4749п-П12 от 21.07.2015 г. на запрос депутата Госдумы Федерального собрания VI созыва А.В. Потапова Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова называет причину таких сокращений – профицит (читай переизбыток) «отдельных специальностей». Вероника Игоревна не решилась в своём официальном ответе привести пример таких профицитных специальностей. Но один из главных идеологов «реформы» здравоохранения в Москве, заместитель Мэра города и бывший руководитель Департамента здравоохранения столицы Л.М. Печатников был не столь застенчив. Он, в частности со страниц газеты «Звёздный бульвар» (№42, ноябрь 2014 г.), прямо заявил о том, что «у нас явный переизбыток урологов. В Москве нет столько предстательных желёз, чтобы обеспечить всех их работой!». Любой интернет-пользователь, набрав в поисковой системе сочетание «предстательная железа, лечение, стоимость», увидит колоссальное количество коммерческой рекламы в Москве и в стране в целом. Вне всяких сомнений, сокращение врачей и медицинского персонала в государственных медучреждениях призвано, помимо экономии расползающегося бюджета, создать рынок соответствующих платных услуг. А высвобождающиеся при «укрупнении» и «оптимизации» здания больниц и поликлиник, очевидно, дадут возможность поправить кому-то пошатнувшееся за годы кризиса финансовое положение.
Очевидная уже для всех москвичей переориентация столичного здравоохранения на платную основу совсем не беспокоит чиновников системы здравоохранения. А ведь жажда прибыли и наживы может превратить самую гуманную в мире профессию в самую опасную. Похоже, именно в коммерциализации системы здравоохранения представители власти собственно и видят реформирование отрасли. Всё тот же Л.М. Печатников в газете «Звёздный бульвар» (№42, ноябрь 2014 г.) заявляет: «В целом мы идём к тому, что место врача в Москве станет дефицитным, престижным и высокооплачиваемым». Никто не спорит с тем, что врач должен иметь возможность жить достойно. Но вопрос престижности этой профессии должен решаться не за счёт сдирания трёх шкур с нищего населения. Нужно, чтобы государство повернулось лицом к проблемам отрасли, ответственно подошло к обеспечению бесплатного и качественного медицинского обслуживания для абсолютного большинства граждан.
Но даже коммерциализацию системы здравоохранения чиновники производят не за счёт коммерсантов от медицины, а за счёт пациентов и государства. Платные услуги возникают повсюду на базе отстроенных за государственный, а значит за наш с вами счёт помещений. Оборудование, приобретённое в рамках «Программы модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 гг.» на сумму почти 70 млрд. рублей, работает в том числе и на оказание платных услуг.
Никакие электронные системы записи, инновационные технологии лечения сложных заболеваний, бесплатные диспансеризации и т.п. не спасут от краха отрасли здравоохранения, обусловленного отсутствием профессиональной системы управления и политической воли для решения этого острейшего вопроса.
Это положение наглядно иллюстрирует пример с бывшей московской городской поликлиникой № 38 по адресу: ул. Верхняя Красносельская, 21 (ныне – ГАУЗ филиал №4 «Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы» – МНПЦ МРВСМ ДЗМ).
В публикациях от 02.03.2015 г., 09.03.2015 г., 12.03.2015 г. на официальном сайте Московского городского отделения КПРФ (http://moskprf.ru) мы освещали проблему разрушения поликлиники после её необоснованного преобразования в филиал МНПЦ МРВСМ ДЗМ с массовым сокращением специалистов, участковой службы и закрытием киоска льготных лекарств. Затем руководство филиала начало процедуру незаконного открепления пациентов: их стали перенаправлять в другие медучреждения – сначала через систему электронной очереди, а потом и через регистратуру. Цель такого саботажа понятна – поскорее освободиться от более чем десяти тысяч «ненужных» пациентов. Следующий шаг – ничем не обоснованное решение Департамента здравоохранения Москвы о преобразовании бывшей поликлиники из государственного бюджетного учреждения в государственное автономное. Человек непосвящённый разницы тут никакой не увидит, но она огромная. В отличие от государственного бюджетного учреждения, государственное автономное средств из бюджета практически не получает и должно добывать их само. Преимущественно через платные услуги, разумеется. И если объём этих услуг не сможет покрыть необходимых расходов, связанных с обслуживанием здания, оплатой работы персонала и т.п., то рано или поздно чиновники сделают вывод, что работа учреждения неэффективна. В нашей стране с начала приватизации это означает одно – передачу здания за бесценок «эффективному собственнику».
Кому-то в среде высокопоставленных лиц в здравоохранении, видимо, приглянулось прекрасное кирпичное здание бывшей поликлиники, оснащённое современным оборудованием и расположенное всего в сотне метров от станции метро Красносельская, между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Но чиновники упустили из виду, что в соответствии с п.1 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации. Из этой формулировки вытекает простой вывод: никто не может заставить пациента сменить уже выбранную медицинскую организацию и врача. На практике, правда, часто случается, что российские чиновники легко преступают закон, когда на горизонте маячат золотые горы.
Однако в данном случае благодаря массовой протестной акции у стен медучреждения, инициированной Кировским отделением КПРФ и профсоюзной организацией ФГБНУ «ВНИРО» (значительная часть сотрудников данной организации прикреплена к этому медучреждению), а также благодаря вмешательству депутатов-коммунистов Н.Г. Зубрилина (Мосгордума) и А.В. Потапова (Госдума) удалось добиться некоторых положительных результатов.
После многочисленных обращений в различные инстанции (от Прокурора г. Москвы до Администрации Президента РФ) из компетентных ведомств Минздрава РФ были получены достаточно оптимистичные ответы. Однако их противоречивость заставляет усомниться в реалистичности приводимой информации и в компетентности высокопоставленных должностных лиц, подписавших эти ответы.
В ответе, присланном за подписью заместителя руководителя Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ, сообщается, что указанный филиал будет передан в оперативное управление городской поликлиники №5 и все граждане смогут прикрепиться к этому медучреждению. Однако другой ответ за подписью самого Министра здравоохранения В.И. Скворцовой разбивает эти призрачные надежды. По словам Вероники Игоревны, принято решение о сохранении на базе филиала №4 МНПЦ МРВСМ ДЗМ участковой службы по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению. Во-первых, как можно сохранить то, что уже ликвидировали? Во-вторых, кому следует верить в этой ситуации: Министру здравоохранения или заместителю руководителя Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ? Тем более, что оба чиновника ссылаются на решение одного и того же ведомства – Департамента здравоохранения города Москвы.
Стоит отметить, что получить даже такие противоречивые ответы было непросто – Минздраву РФ и Департаменту организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ потребовалось три месяца для того, чтобы дать ответ на этот частный вопрос. На наш взгляд, это очевидное свидетельство неразберихи и управленческого бессилия в отрасли здравоохранения. Вспоминается пословица: «Рыба гниёт с головы».
Мы уверены, что пример с бывшей поликлиникой № 38 – далеко не единичный. Он показателен для отрасли в целом. Гражданам следует более активно отстаивать свои права на качественную и бесплатную медицину. Как показал наш опыт, эффективное средство в такой борьбе – депутатская вертикаль КПРФ.
Александр Ефимов
(Кировское местное отделение КПРФ,
первичная организация Северное Медведково,
председатель Профкома ФГБНУ «ВНИРО»)