Гимн утраченному величию страны
Николай Николаевич Губенко – не только заместитель председателя Мосгордумы и убежденный коммунист. Прежде всего, он — талантливый режиссер, Народный артист России, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки».
Весной этого года в репертуаре театра появился новый спектакль – «Концерт по случаю конца света». Его автором, постановщиком, идеологом и одновременно актером стал сам Губенко. Оригинальность названия не может не привлечь. Казалось бы, конец света, предрекаемый концом календаря майя в 2012 году, так и не случился. О каком же конце света идет речь? О еще более страшном и пугающем – апокалипсисе, связанном с утратой самого ценного, что есть у народа – исторической памяти.
«Память — непременное условие цивилизационного развития, процветания той или иной нации, и если она предается забвению, то нация ветшает и в конечном итоге уничтожается», – убежден Николай Губенко. Эта память – величайшая ценность, имеющая огромную важность. Без истории люди – лишь кучка австралопитеков, нация – лишь группа человеческих особей, живущих на одной территории. Огромную роль исторического знания, правдивого понимания того, как и чем жили наши предки, нельзя переоценить. Это знание – как путеводная нить, фонарь в буре времен, который должен вывести нас к тому разумному, доброму и вечному, о котором писал еще Некрасов.
Но современные люди не любят, не ценят историю. Их сознание – слоеный пирог клише, оставшихся от прочитанного мельком перед школьным экзаменом учебника, увиденных по телевизору, услышанных от приятеля, зацепленных взглядом на просторах мировой сети. Былые свершения, забыты, исторические образы воспринимаются однобоко: Пушкин – гений, Николай Второй – царь-мученик, Ленин – немецкий шпион, Сталин – кровавый тиран… Но почему считается именно так, а не иначе, и правильно ли вообще считается – сегодня задумываться не принято. К чему нам эти размышления, когда и своих проблем хватает: доллар и евро растут, продукты дорожают, ребенка не берут в детский садик, а под окнами даже ночью не прекращается стройка стеклянной громады очередного бизнес-центра.
Но не потому ли у нас все так плохо? Ведь не могут зеленеть листья, забывшие свои корни. Идеолог немецкого фашизма Розенберг писал: «Достаточно уничтожить памятники культуры того или иного народа, чтобы во втором поколении он перестал существовать». Уничтожение исторической памяти – путь в этом же направлении, в направлении конца, только еще более стремительный. И движение по нему не может не волновать людей мыслящих, людей знающих. Таких, как Николай Николаевич Губенко.
Жанр спектакля – историческая драма. В подзаголовке значатся три даты: «1612 – 1812 – 2012». Но они – лишь ключевые вехи, не ограничивающие собой содержание постановки. И удивительно, как в такой на первый взгляд долгий, но на самом деле короткий промежуток времени – спектакль длится три часа – Николай Губенко уместил историю величайшей страны мира за четыреста лет. Грандиозность замысла прослеживается и в деталях: для спектакля было пошито 250 костюмов, в нем задействованы балет, хоры, роллеры и даже животные.
Происходящее на сцене – крик души режиссера. Но слово здесь принадлежит не ему самому, не задействованным в спектакле артистам, а русским поэтам и писателям: постановка – инсценировка по их произведениям. Героям классиков вторят, дополняют их, а иногда даже перебивают персонажи, мелькающие на экране, установленном сцены. Губенко лично подбирал и монтировал ролики из интернета: кинофрагменты, записи теленовостей, выступления политиков…
Объединяя все это, автор спектакля отверг хронологию. Еще одна режиссерская находка – показать не спектакль, а его репетицию. Но в постановке нет сумбура – она строится на полете мысли, на сложной ассоциативной связи. «Это похоже на коллаж. Но это не бесформенный поток сознания, который сейчас становится одним из прогрессирующих направлений в театре, в выставочной, галерейной деятельности, это не поток сознания. Это сознательное построение исторических фактов для того, чтобы публика осознала, с одной стороны, величие нации, а с другой – множество препятствий, которые мешают нашему совершенствованию», – поясняет свою идею Николай Губенко.
В спектакле показаны самые прекрасные и самые тяжелые, самые болезненные и самые радостные события нашей истории. «Ликбез по истории государства российского: от Смуты до наших дней», – так охарактеризовал спектакль телеканал «Культура». А это сегодняшним россиянам просто необходимо! На экране сцены – фрагменты беспристрастных опросов. Студенты-филологи, будущие преподаватели литературы теряются, отвечая на вопрос, какого пола были писатели Ремарк и Жорж Санд. У случайных прохожих на улице интересуются, что произошло 22 июня – они не знают. Что уж говорить о тех датах, которые сегодня намеренно забыты – о Кровавом воскресенье, Великой Октябрьской социалистической революции….
«Конец для людей мыслящих – это утрата тех традиций, которые были рождены Пушкиным, Достоевским, Толстым, Лермонтовым, ну, и гениями нашей музыки – Чайковским, Рахманиновым и так далее, – подытоживает народный артист РСФСР Николай Губенко. – Не просто по-шекспировски порвалась связь времен, а порвались те традиционные для нации отношения, которые основывались на сочувствии, сострадании, желании помочь друг другу, чувстве товарищества, дружбы, коллективизма, не побоюсь этого слова».
Его спектакль – это обращение ко всем мыслящим людям, гимн утраченному величию страны и призыв возродить его вновь.