Русская рулетка XXI века
Купить квартиру в Москве в наше время весьма непросто. Цены растут, а число желающих улучшить жилищные условия не убавляется. Однако даже приобретение долгожданных квадратных метров не означает, что покупатель стал их полноправным собственником. Однажды он, возможно, узнает, что государство не прочь вернуть себе проданную ему квартиру. И потребовать жилье власть может через год, два или десять лет – тут нет никаких сроков давности. Такая вот русская рулетка XXI века.
С проблемой истребования собственности (а попросту с ее изъятием у законного владельца) сталкиваются в последнее время все больше москвичей. Проблема уже давно переросла в общероссийскую, однако СМИ о ней упорно молчат. И это понятно – ведь разбоем занимается власть. Столкнувшиеся с беспределом люди обращались в разные инстанции. Однако решения почти всех российских судов были небеспристрастны, и потому целые семьи с маленькими детьми, стариками, инвалидами оказывались на улице.
Никого не смущало и то, что зачастую купленная квартира являлась единственным жильем приобретателя. Часто несчастный собственник оказывался без вины виноватым – например, потому, что кто-то задолго до того, как он приобрел квартиру, нелегально приватизировал ее при помощи подставных лиц. Теперь же наказание за преступления прошлых владельцев квартир несут люди, совершенно не замешанные в жульнических риелторских схемах и, как правило, даже не подозревающие о «криминальном прошлом» своего жилища.
На помощь неповинным и совершенно беззащитным перед лицом власти москвичам пришли адвокаты. С их помощью одно из таких дел (так называемое дело Гладышевой) дошло до Европейского суда, став настоящим позором для российской власти. «В СССР мы никогда не бегали в Европу, нам хватало своего. Такого беспредела не было», – с возмущением комментирует ситуацию адвокат Нахимова, член президиума Московской городской коллегии адвокатов.
Но даже это не заставило суды и Департамент жилищной политики умерить свои аппетиты – они объявили, что дело Гладышевой не может считаться прецедентом.
Для того, чтобы дать проблеме большую огласку в России, коммунисты организовали «круглый стол», который прошел в январе, а 5 февраля состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие депутаты, адвокаты и потерпевшие. На протяжении двух часов адвокаты и сами жертвы рассказали, какими именно способами отбирает власть квартиры, на какие статьи ссылается и почему никак нельзя обезопасить себя от подобного риска. Не помогает в этом деле, по словам адвокатов, даже так называемое страхование титула – если Департамент Жилищной политики (ДЖП) положил глаз на квартиру, то отстоять ее весьма сложно. Власть беззастенчиво предлагает москвичам перебраться в ночлежки для бездомных, оставаясь глуха к мнению адвокатов, Европейского суда и уж тем более – простых граждан.
Вот, например история Игоря Л. – москвича, имеющего жену и двух несовершеннолетних детей. Не так давно он добросовестно приобрел однокомнатную квартиру в спальном районе, которая не вызывала у него никаких подозрений. Хозяйка квартиры умерла, не оставив наследников, регистрационная палата подтвердила – квартира совершенно свобода. Риелтор, проводивший сделку, перепроверил все данные и подтвердил законность документов. С Л. была оформлена сделка купли-продажи, и он стал полноправным владельцем квартиры.
Однако в июне 2013 года Игорь Л. получил иск от ДЖП об истребовании квартиры, выселении из нее и снятии владельца с регистрационного учета. Оказалось, что квартира куплена у мошенников, а значит, должна перейти государству как незаконно проданная.
И тут возникает парадокс – ведь в данном случае квартира была куплена абсолютно законно. Более того – это единственное жилье семьи Л. Где же преступники, совершившие подлог, а главное – кто они? Ведь все предыдущие сделки были проведены риелтором и госорганами.
Эта запутанная история имеет развязку плохого детектива – преступником оказывается тот, кто притворялся пострадавшим. Нарушителями закона оказались будто бы обманутые представители власти.
И для того, чтобы разобраться, что к чему, придется погрузиться в историю квартиры. Итак, в 2008 году умерла первая хозяйка квартиры, владеющая ей с 1993 года – Ф., 1924 года рождения. Наследников у нее не было, и по истечении определенного срока после ее смерти имущество должно было быть признано выморочным и отойти в собственность города Москвы. Однако сотрудники Департамента, которые и должны были произвести процедуру переведения квартиры в государственную собственность, отчего-то не приняли никаких мер – на квартиру не был наложен информационный запрет, равно как и другие виды ограничений. Это промедление уже кажется непонятным. Но далее происходят еще более странные вещи. Ф. выписывают из квартиры спустя год (!) после ее смерти, причем выписывают не по свидетельству о смерти, а как живого человека, уехавшего жить в Белгородскую область.
Однако при внешней странности этого факта, он проясняет одно – кому на самом деле были выгодны все эти перетасовки. «Вместо исполнения своих должностных обязанностей по регистрации в собственность г. Москвы выморочного имущества ДЖП, возможно, передавал информацию мошенникам, которые путем подделывания доверенностей от умерших собственников, выводили квартиры, как выморочное имущество, из собственности г. Москвы. Доверенности подделывал ВрИО Президента Московской областной нотариальной палаты Э.В. Смирнов. Он осужден Тушинским районным судом г.Москвы 15 марта 2012 года (проходил по трем подобным эпизодам)», – поясняет Игорь Л., убедившийся на собственном опыте в продажности властей.
Особенности российской судебной системы таковы, что даже после того, как преступник обличен, действительно пострадавшему лицу предстоит еще доказать, что он и есть потерпевший. Так и в этой истории пока не видно конца – ведь главными мошенниками в ней оказались не отдельные люди, а целая система, которая даже после разоблачения продолжает действовать и оставлять на улице коренных москвичей вместе с их семьями.