Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Вооруженные Силы РФ: год без Сердюкова

Вооруженные Силы РФ: год без Сердюкова

Вооруженные Силы РФ: год без Сердюкова19 ноября в здании Госдумы по инициативе депутатов фракции КПРФ, членов Комитета Госдумы по обороне Владимира Бессонова, Александра Тарнаева и Вячеслава Тетёкина был проведен «круглый стол» на тему: «Год после смены руководства Министерства обороны РФ – предварительные итоги и дальнейшие перспективы».

Какие изменения ждут наши Вооруженные Силы в ближайшее время? Будут ли исправлены перекосы в их реформировании, допущенные прежним руководством Минобороны? Какие поступления новой боевой техники ожидаются? Станет ли Россия вновь крупнейшей военной державой мира? Эти и другие вопросы обсуждались экспертами и видными военными начальниками различных групп войск.

Бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск Минобороны РФ генерал-полковник Ю.Д. Букреев: «Положительные тенденции в военном строительстве за год есть, но пока коренных изменений не видно».

На мой взгляд, стоит отдать должное назначенному год назад новому руководителю Министерства обороны РФ Сергею Шойгу. Уже есть положительный отклик во всем нашем обществе. Но вновь назначенное руководство Министерства обороны должно предпринять незамедлительные шаги к исправлению перекосов и банального «головотяпства», допущенных в военном строительстве его предшественником.

Уже сегодня к числу положительных решений следует отнести намерения по восстановлению структуры дивизий наряду с бригадной структурой, что позволяет более массивно применять боевую технику на важнейших направлениях. Отменено решение по реформе высшего военного профессионального образования, напрочь уничтожавшее его. Приняты решения о наделении большей самостоятельностью Главного командования Вооруженных Сил, воспитательных структурах, о повышении роли сержантского состава. Предметно стали рассматриваться и решаться вопросы обеспечения жильем офицерского состава, медицинские, а также бытовые проблемы расположения войск и частей, и ряд других.

Отдельно следует отметить переход от застоя к активной фазе оперативно-тактической и боевой подготовки штабов, что самым положительным образом сказывается на моральном состоянии войск. Давно известно, что армия должна или воевать, или готовиться к войне, а если она не делает ни того, ни другого – армия просто разлагается. Так, министром обороны было заявлено о том, что в этом году в 7,5 раз увеличился набор курсантов в военно-учебные заведения.

Таким образом, с приходом год назад нового военного руководства наметились положительные тенденции в военном строительстве и это, конечно, не может не радовать. Однако это не означает, что все проблемы решены и решаются, и оборона страны в ближайшее время выйдет на новый и более высокий качественный уровень, что является конечной целью начинавшейся реформы армии. Министерство обороны Российской Федерации нуждается в поддержке и постоянном внимании со стороны государства. Только при такой поддержке и проявлении политической воли руководством страны Министерство обороны будет способно придать военной организации соответствующее качество.

Что касается проблем. Например, одной из замалчиваемых проблем является восстановление системы территориальной обороны страны. Это сложнейшая система, прежде четко функционировавшая, включавшая федеральные, муниципальные органы управления, сейчас разрушена…

Сегодня военные ведомства поставлены государством в жесткие рамки ограничения численности в 1 миллион человек и ограничения срока службы военнослужащих по призыву до 12 месяцев. Изменение этих показателей находится вне компетенции Министерства обороны. Тем не менее, эти ограничения ставят под сомнение способность Вооружённых Сил соответствовать своему предназначению, поскольку не позволяют создать минимально необходимые группировки войск на важнейших направлениях.

Так, Западный военный округ сегодня не в состоянии выполнить самую элементарную первоочередную задачу: прикрыть государственную границу в зоне своей ответственности, не говоря уже о создании оборонительных, а тем более наступательных группировок войск. Нам юго-западном направлении у нас есть только база хранения и ремонта военной техники в сокращённом составе. Вот наши возможности. Поэтому, чтобы на деле добиться положительных сдвигов в военном строительстве, необходимо предоставить министру обороны право самостоятельно варьировать численность войск в пределах до 1,5 миллионов человек, исходя из принимаемых им решений. При таком положении дел необходимо подумать о восстановлении ленинградского, московского военных округов, о возможном создании воронежского военного округа».

Командующий 58-й армией в 2004–2006 гг., генерал-лейтенант В.И. Соболев: «Мы не в состоянии на сегодняшний день защищать свои национальные интересы».

Когда Сердюкова сняли, все начали говорить: какова же была цель его реформы? Так вот, все согласны, в том числе и наш Центр исследований стратегий и технологий, с тем, что цель военной реформы Сердюкова заключалась в том, чтобы превратить армию из армии, способной отразить агрессию серьезных геополитических противников, в армию, способную воевать с вооруженными отрядами боевиков.

Если в целом говорить о системе управления в Вооруженных Силах РФ, то командующие округами до недавнего времени вообще не отвечали за подготовку войск. Только вот сейчас, с приходом нового министра обороны и начальника Генерального штаба ввели управления боевой подготовки. Мне недавно журналист «Свободной прессы» задал такой вопрос: как Вы прокомментируете заявление Минэкономразвития о том, что в военно-техническом отношении мы не способны защитить свои национальные интересы в Арктике? Я говорю: целиком и полностью согласен. Не только в Арктике, но и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Западе, и так далее, мы в настоящее время не способны защитить свои национальные интересы.

В военно-техническом отношении, я хочу это подчеркнуть, мы не способны на сегодняшний день защитить свои национальные интересы, ибо система мобилизационной готовности разрушена. Все сухопутные войска включают не более 10 дивизий, восстановили еще две, получается 12 дивизий на всю нашу Россию».

Начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего ВМФ в 1992–1996 адмирал В.Е. Селиванов: «За годы «реформ» не было построено ни одного боевого корабля».

Что касается Военно-Морского Флота, то мы видим, что сейчас приостановлены разрушающие действия предыдущего министра обороны. Отменены некоторые решения, возобновлен прием курсантов и подготовка их в военно-морских учебных заведениях. Можно сказать, что проходит обкатку постоянное командование силами и средствами в Средиземном море. И заявлено несение постоянной боевой службы силами Военно-Морского Флота в Средиземном море. Но это, в общем-то, не боевые соединения. Соединениями там уже боевую службу не несут. Это отдельный набор кораблей, который ещё может выйти в Средиземное море, и по оценкам зарубежным, это не боевая, а дипломатическая служба наших кораблей.

Мы понимаем, что эффективность Военно-Морского Флота достигается двумя составляющими: наличием сил и средств для проведения морских операций во взаимодействии с соединениями других видов Вооруженных Сил и высоким качеством управления этими силами. А что мы имеем? За 22 этих окаянных года не построено ни одного корабля, ни одной подводной лодки...

У меня, как у моряка, душа просто разрывается, ведь все, что мы имеем, – это всё советские корабли с солидным стажем в 40-50 лет. Они уже почти ровесники «Авроре». Сейчас Рогозин заявил о строительной программе до 2040 года. Может кто-то из нас доживёт и увидит хотя бы один новый российский корабль в океане, но российских пока нет в океане, это всё советские наши корабли. Когда я командовал семь лет эскадрой в Средиземном море, у меня было 80 вымпелов. Обязательно 5 атомных подводных лодок, 10 дизельных, бригада из Полярного приходила, остальное – надводные корабли. Сейчас во всем Военно-Морском Флоте нет такого состава. По 15-20 кораблей в постоянной готовности на флотах, кораблей и подводных лодок вместе взятых. Поэтому мне трудно говорить. Сейчас первые шаги сделаны, но удар по Военно-Морскому Флоту был сокрушительной силы. Практически он уничтожен. Требуются десятилетия, чтобы восстановить флот. Но, к сожалению, не видно этого желания. Есть слова, чтобы успокоить общественность. А дел я лично пока не вижу».

Генерал-полковник, бывший начальник Главного штаба ВВС ПВО Б.Ф. Чельцов: «Без повышения престижа службы мы не создадим армию».

Нам сегодня надо немедленно восстановить боеспособность войск воздушно-космической обороны и военно-воздушных сил. Потому что сил у нас недостаточно. Главное оружие, которое у нас всё держит, – это ракетные войска, триада ядерных сил. Их прикрытие должно быть как кулак, таким, как Сталин сказал про систему обороны Москвы: «Тысяча самолетов, и ни один враг не должен пролететь». Вот так должны быть сегодня прикрыты ракетные войска стратегического назначения, ядерные силы флота и ядерные силы стратегической авиации, чтобы противник не мог нас лишить главного оружия, которое у нас сегодня есть.

Без повышения престижа службы мы не создадим Армию. Уже везде недобор, в Академию космических войск недобор! Когда это было? Там конкурсы были по 15 человек на место. Вот с чего надо начинать – возрождать авторитет офицерского корпуса в глазах народа, поднять его престиж и немедленно укомплектовать наши академии и училища, потому что мы идём к кадровому провалу. Хотим опять вернуться к двухгодичникам, которые развалили армию? Не надо этого делать. Надо уж сегодня принимать экстренные меры!»

Председатель комитета Госдумы по обороне адмирал В.П. Комоедов:

«Все мы ударились в так называемую контрактую или профессиональную армию. Всё по образцу Соединенных Штатов Америки. Но Соединенные Штаты Америки, посмотрите, с одной стороны защищены Тихим океаном, с другой – Атлантическим океаном, с севера – друзья, с юга – колючая проволока. Они с Мексикой всё там перегородили, как израильтяне… У них армия носит экспортный характер. Вот там нужна профессиональная армия: пришёл на чужую территорию, выполнил задачи, доложил, вернулся, и трава не расти, грубо говоря. И мы по этому пути идём.

Я приведу пример. 22 июня 1941 года. У нас под ружьём 5,6 миллиона, у немца, а точнее, у всей Европы, 7,3 миллиона. За первые полгода мы теряем только 3 миллиона пленными, плюс ещё невозвратные санитарные потери, мы потеряли две трети армии. Кто выиграл войну? Мобилизационный ресурс, который подготовлен был в мирное время. Но почему мы это не можем понять, что у нас Россия-матушка – это огромная территория, а не страна, понимаете, где сапожком можно повернуться. И попробуй, перелети, попробуй, сманеврируй силами… Надо обязательно иметь под рукой резервы и действенные, укрепленные вооруженные силы».

Начальник Управления армейской авиации в 2003–2005 гг., генерал-лейтенант А.В. Сурцуков: «Нужно восстанавливать военно-воздушные силы, пострадавшие от «реформ» Сердюкова».

«Я бы особо подчеркнул роль средств массовой информации, деятелей искусства, кинодеятелей по воссозданию привлекательности образа человека в Вооруженных Силах. Тошнит уже, когда глядишь на экран: или бандиты с их разборками, или коррумпированные менты. Больше ничего. По всем каналам. Ни одного фильма достойного про Вооруженные Силы в последнее время я не видел!»

Заместитель начальника оперативного управления Генштаба ВС РФ С.Ф. Руцкой: «Разработан план деятельности Министерства обороны на период до 2020 года».

«Из тех предложений и замечаний, которые сегодня были высказаны, я остановлюсь на том, как они уже реализуются в настоящее время. Мы знаем об этих проблемах, но, к сожалению, в одночасье невозможно их решить. В ближайшее время они будут решаться. Во-первых, ставилась задача разработать единый, синхронизированный по задачам и мероприятиям план деятельности Министерства обороны Российской Федерации, а также разработать и утвердить у Президента Российской Федерации план обороны государства. Разработать и утвердить систему базирования Вооруженных Сил. Передать основную часть высвобождаемых военных городков местным органам власти. Довести укомплектованность Вооруженных Сил личным составом до 82 процентов. Снизить количество военнослужащих, состоящих в распоряжении, в два раза. Принять на военную службу по контракту не менее 50 тысяч человек. Уточнить и нарастить боевой состав Вооруженных Сил, исходя из существующих угроз военной безопасности Российской Федерации. Проверить реальное состояние готовности Вооруженности Сил к выполнению задач по предназначению. Создать положительный образ Вооруженных Сил, использовать принцип максимальной открытости российской армии в обществе, поднять престиж воинской службы, восстановить исторические традиции. Создать основы перспективной системы управления обороной государства и Вооруженных Сил. Для реализации этих и других задач в Министерстве обороны был разработан план деятельности Министерства обороны на период до 2020 года, который предусматривает полную синхронизацию по срокам и объемам мероприятий. Так среди основных задач: оснащение соединений и воинских частей современными модернизированными образцами вооружения и военной техники, строительство всей необходимой инфраструктуры и объектов для их эксплуатации, подготовка офицеров, младших специалистов и всего личного состава, а также создание необходимой учебно-материальной базы и фонда служебного жилья.

В частности, уже скорректирована и утверждена новая система базирования Вооруженных Сил до 2017 года. Она тесно увязана с боевыми задачами войск, поступлением новых образцов вооружений и техники, развитием социальной инфраструктуры военных городков. Устранены определенные просчеты в дислокации войск, которые были ранее. Так, в соответствии с ранее принятыми решениями планировалось все соединения и воинские части разместить в 192 военных городках. Летом 2012 года основная часть войск уже была передислоцирована в эти военные городки, которые не были приспособлены для размещения соединений и воинских частей. Для их обустройства требовалось порядка 700 миллиардов рублей. Для приёма и эксплуатации поступающего вооружения и военной техники строятся позиционные районы ракетных войск стратегического назначения, пункты базирования Военно-Морского Флота, аэродромы и другая инфраструктура, всего около 100 объектов. Мобилизационной составляющей в настоящее время мы уделяем повышенное внимание. Кроме того, у нас должна быть, конечно, и мобилизационная составляющая на случай развязывания региональных и крупномасштабных войн и военных конфликтов. Предложения соответствующие Генеральным штабом готовятся и будут докладываться руководству».

P.S. Пока верстался номер, стало известно, что на бывшего министра обороны Сердюкова завели уголовное дело по статье о халатности (ч.1 ст. 293 УК РФ). Главное военное следственное Управление Следственного комитета России (СКР) вменяет ему в вину незаконное строительство автодороги в Астраханской области за счет бюджета военного ведомства. По сообщению информационных агентств, допрос Сердюкова в Следственном Комитете РФ состоится 3 декабря.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: