Детский сад на Русский Лад
Всероссийское созидательное Движение «Русский Лад» занимается изучением уникальности русской культуры, вопросами сохранения самобытности русского народа. Но мало просто изучить культуру и традиции – важно суметь передать это будущим поколениям, важно объяснить каждому ребенку необходимость сохранения отечественной культуры, воспитать любовь к ней. В Москве успешно функционирует уникальная школа № 1073 с этнокультурным русским компонентом образования. А в Зеленограде шагнули и еще дальше – там любовь к Родине и русской культуре начинают прививать не со школы, а уже с детского сада.
В маленькой комнатке детского сада под названием : «Музей славянской сказки» группа участников Центра по защите семьи и детства Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» с большим удовольствием прослушала увлеченный рассказ педагога – организатора детского сада, а также руководителя музея Светланы Николаевны Базановой, которой удалось буквально за три года совместно с родителями собрать и разместить в музее образцы старинного русского быта, предметы русских народных промыслов, картины по мотивам русских народных сказок. Многие экспонаты сделаны руками родителей и детей с целью приобщить их к древней культуре предков.
Занятия в комнате-музее проводятся Светланой Базановой в форме бесед, с детьми организуются фольклорные праздники и обрядовые действия. Работая по народному календарю, привязанному к временам года, воспитатель помогает детям не только чувствовать и видеть красоту окружающего мира, но и стать его преобразователем. Такие занятия помогают маленьким гражданам сформировать представления о своей стране, еще больше узнавать о ней, о ее традициях. А значит, формируют и патриотизм, и бережное отношение к культуре страны.
Заботятся здесь и об эстетическом и художественном воспитании. В помощь музею была создана мастерская «Уголок народных мастеров», в которой дети изучают русские народные промыслы, причем не просто изучают – пробуют лепить сами дымковскую игрушку или расписывать блюдо под хохлому. Эти поделки не только развивают творческие способности, но и воспитывают привычку к систематическому труду. Важно, что во время занятий в мастерской звучат русские народные мотивы, создающие благоприятную атмосферу для детей.
На территории детского сада создана «Экологическая тропа», позволяющая малышам соприкоснуться с повседневным трудом крестьянина. Они участвуют в посеве, выращивании и уборке урожая (капуста, свёкла, репа и т.д.) Выращенный урожай используется в традиционных трудовых праздниках, таких, как «Капустница», где дети солят нарубленную взрослыми капусту, жмут и прессуют в кадке.
Такой многогранной воспитательной работой объясняется то, что количество родителей, желающих отдать своих детей в этот детский сад, с каждым годом все увеличивается. Интересно также, что такое желание присутствует не только у русских семей. На будущий год в садике будет уже около 20 % детей другой этнической культуры, хотя родителей в обязательном порядке знакомят с воспитательной направленностью учреждения. Очевидно, что они понимают важность усвоения их детьми с раннего детства основных традиций страны постоянного проживания.
Удачным соседством детскому саду является средняя школа № 604, на базе которой находится Музей культуры мира. Дошколята в обязательном порядке посещают этот музей, где с удовольствием знакомятся с культурами других народов. Но, как рассказывает Светлана Николаевна, при этом очень любят находить что-то общее с уже известными им элементами родной культуры. Это помогает детям с ранних лет усвоить, что наша страна – это большая многоликая семья разных народов. А в семье нужно жить дружно.