Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » «Впервые мы столкнулись с реальной борьбой по-настоящему независимого профсоюза за права своих членов»

«Впервые мы столкнулись с реальной борьбой по-настоящему независимого профсоюза за права своих членов»

«Впервые мы столкнулись с реальной борьбой по-настоящему независимого профсоюза за права своих членов»«Я надеюсь на то, что мне хотя бы в какой-то степени удастся прорвать информационную блокаду вокруг необъявленной войны между Шереметьевским профсоюзом летного состава «Аэрофлота» и администрацией крупнейшего авиаперевозчика России. Происходящее не имеет прецедентов у нас в стране и надолго может определить судьбу независимых профсоюзов России.

В сентябре этого года на правительственном часе Министр транспорта господин Соколов на мой вопрос, известно ли ему об этой войне, на «голубом глазу» ответил, что посвящен в проблему, и 19 сентября собирается на личном приеме разобраться в текущей ситуации. Конечно же, никакого личного приема у министра Соколова не случилось. Четверо Героев России прождали его около 8 часов, но так и не дождались. Зато ровно через месяц, 19 октября, лидеры Шереметьевского профсоюза летного состава сначала были задержаны, а затем и арестованы. Я бы сказал с горькой иронией: вполне адекватный ответ руководителей «Аэрофлота».

Впервые в новейшей истории России мы столкнулись с реальной борьбой по-настоящему независимого профсоюза за права своих членов. И с борьбой не бесплодной, а очень даже эффективной! Из 90 поданных исполнительным директором профсоюза Шляпниковым исков о нарушении трудового законодательства в судах было удовлетворено около 70. Беспрецедентно решение апелляционной инстанции Мосгорсуда в июле сего года о полном удовлетворении иска Государственной инспекции по труду при участии профсоюза в качестве третьей стороны, установившее недоплаты летному составу за период всего лишь 17 месяцев в объеме около одного миллиарда рублей и обязавшее администрацию «Аэрофлота» выплатить причитающиеся деньги.

Больше месяца дирекция не приступала к исполнению судебного решения. Только под давлением профсоюза и наших депутатов выплаты небольшими суммами, но начались. 10 октября прошла трехсторонняя встреча в Роструде. На повестке дня было два вопроса: о порядке и сроках выплат задолженности перед пилотами и о затянувшемся трудовом конфликте между администрацией «Аэрофлота» и командиром отечественного лайнера ИЛ-96 С. Кнышовым. Конфликт-то начался с того, что Кнышов, имеющий более чем 20-летний лётный стаж, боролся за сохранение в строю нашего отечественного лайнера ИЛ-96, ныне поставленного на вечный прикол. (Боинги и аэробусы, конечно же, выгоднее закупать, чем производить отечественные.) За два года он был трижды уволен, дважды по решению суда восстановлен, но ему ни разу не выдавалась на руки трудовая книжка и ни разу не выплачивалась компенсация за вынужденный простой. Более того, во время последнего судебного разбирательства в «Аэрофлоте» была утеряна не только его трудовая книжка, но и летное дело, что навсегда лишило пилота возможности продолжить работу по профессии или оформить пенсию.

В протоколе совещания была зафиксирована рекомендация руководству «Аэрофлота» и руководителям профсоюза провести дополнительные переговоры. Зам. гендиректора Аэрофлота г-н Чалик (запомните эту фамилию!) воздержался от подписания протокола и предложил продолжить разговор позже в его служебном кабинете.

Для этого 18 октября лидеры профсоюза и появились в кабинете у Чалика. С их слов, им было предложено урегулировать трудовой спор с командиром ИЛ-96 С.Кнышовым неформально. Из текста же заявления «потерпевшего» Чалика следует, что бесчестные профсоюзные лидеры потребовали от него оплаты за свои услуги: якобы они подряжались сократить объем причитающихся по суду выплат пилотам. И за это потребовали 100 млн. рублей наличными.

Далее все происходило как в театре абсурда. Чалик, являясь представителем «Аэрофлота», уже приступившего к исполнению решения суда о выплате миллиарда рублей, проявляет беспрецедентную пугливость и доверчивость. Опасаясь «дальнейшего преследования» со стороны профсоюзов, он предлагает им забрать первый транш в размере 10 млн. рублей в банковской ячейке.

Я призываю коллег оценить степень криминальности мышления руководителя предприятия с 51% акций государства, который выстраивает глубоко продуманную и организационно обеспеченную, с привлечением представителей ФСБ, ловушку, отправляя лидеров профсоюза, по его версии, за деньгами за нереализуемую услугу, а по версии профлидеров за утерянными в «Аэрофлоте» документами пилота Кнышова и возмещением ему за вынужденный простой. Со слов арестованного Шляпникова, к такому странному способу неформального решения трудовых споров дирекция прибегала и раньше. Понимая, что в противном случае они вообще ничего не получат, соглашались и на это. Кстати, для сведения, совокупная зарплата пилота воздушного судна типа ИЛ-96 со всеми коэффициентами за ночную работу и переработку составляет около 420 тысяч рублей в месяц, что эквивалентно 10 млн. рублей за два года.

Я не предлагаю депутатам разбираться в существе вопроса, для этого есть суд. Я предлагаю оценить действия опытного провокатора Чалика, в обязанности которого всего-то входит исполнение решения суда, а не устройство провокации. Не должны ли мы оценить их как преследование лидеров независимого профсоюза, чтобы запугать сотрудников впредь и надолго и отомстить за эффективную работу по отстаиванию прав трудящихся?

Интересно, что все информагентства транслировали весть о задержании профлидеров, вымогавших деньги у работодателей. Ни в одном сюжете не было сказано ни слова о борьбе профсоюза с каждодневными нарушениями трудового законодательства со стороны руководства Аэрофлота. В то же время ничем не подтвержденная, кроме провокационного заявления Чалика, версия о мошенничестве профлидеров была выплеснута на всю страну.

Я предлагаю коллегам задаться следующими вопросами. Имеет ли право директор наполовину государственного акционерного общества затевать переговоры с профсоюзом о неисполнении решения суда? Может ли быть директором человек, систематически и многократно нарушающий трудовое право, допускающий недоплаты своим сотрудникам за 17 месяцев в размере одного миллиарда рублей? Могут ли руководить «Аэрофлотом» люди, которые допускают нарушения трудового законодательства при увольнении высоко квалифицированных пилотов вроде С.Кнышова, а при восстановлении на работе по решениям суда не выполняющих судебные решения, и в итоге теряющих трудовую книжку и летное дело пилота? И, наконец, почему министр транспорта Соколов, пообещав нам разобраться в сложном трудовом конфликте 19 сентября на личном приеме, так и не удосужился ничего сделать для нормализации ситуации? Вместо этого дирекцией «Аэрофлота» были предприняты действия, в результате которых были арестованы лидеры профсоюза.

И последнее. В связи с чрезвычайностью и огромной социальной значимостью описанного дела, я прошу принять Поручение Государственной Думы, в котором обязать Комитеты Госдумы по транспорту, по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также по вопросам собственности направить запрос в адрес Премьер-министра Правительства РФ с просьбой детально разобраться, что же на самом деле происходит в ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в сфере нарушения трудового законодательства, возникновения задолженности в один миллиард рублей перед пилотами и причинах, приведших к крайним формам противостояния профсоюза и администрации, завершившегося возбуждением уголовных дел против лидеров профсоюза по статьям, предполагающим лишение свободы до 10 лет. При этом следует предусмотреть возможность депутатам-представителям этих комитетов принять участие в работе соответствующей комиссии, выступив с докладом по итогам работы на заседаниях этих комитетов».

(Из выступления 13 ноября в Госдуме депутата Владимира Родина от имени фракции КПРФ)

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: