Озеленение в сталинской Москве (1917 –1954)
Сейчас, когда под натиском коммерчески выгодных проектов из нашей столицы медленно, но верно выдавливаются последние островки зелени, а естественная лесная подстилка, кусты и деревья заменяются на дорогостоящие суррогаты, невольно сравниваешь политику нынешних столичных властей в этой области с курсом, проводимым Советским правительством. Не случайно в 1950е годы среди крупнейших городов мира Москва по праву считалась одним из самых зеленых.
В дореволюционной Москве было 801 га зеленых насаждений. В 1934 г. их площадь возросла до 3630 га, причем 90% составляли парки, 7% – скверы и бульвары, 3% – сады. Озеленение активнее всего проводилось в промышленных районах города. В Москве лишь за период с 1931 г. по 1934 г. было высажено 805 тыс. деревьев и около 3 млн. кустарников.
На 1 января 1916 г. в общественном пользовании москвичей находилось 10% зеленой территории города, всего 80 га: Сокольническая роща, Воробьевы горы, Мамонтовская дача, а также скверы, бульвары в центре города. Остальные 90% находились за заборами ведомств, учреждений и частных лиц.
Особого внимания проблеме озеленения московские власти в царской России не уделяли. Из отчетов Московской городской управы следует, что за 10 лет (1906 – 1916 гг.) в городе было устроено всего 26 скверов и бульваров общей площадью 9,3 га.
Впервые масштабно вопросы озеленения, создания и сохранения зеленых массивов, бульваров, скверов, парков были подняты в разработанном молодым советским правительством плане «Новой Москвы». В соответствии с ним только за 5 лет (1922-1927) были озеленены большинство важнейших улиц, устроены скверы и бульвары, в том числе у мавзолея В.И. Ленина, на Советской площади, у Пресненской заставы, на 1-й Бородинской ул., на Введенской площади, на Андроньевской площади, бульвары на Серпуховском, Камер-Коллежском Валу и в Марьиной Роще.
В общественное пользование поступили прежде недоступные большинству москвичей сады и парки, находящиеся в дворцовом или частном владении: Нескучный сад, Петровский парк, дворцовый Кадетский сад, бывший Гагаринский парк, бывший Свечниковский сад, а также часть рощ, окружающих Москву.
Скверы были устроены в рабочих районах: Симоновой слободе, на Красной Пресне, у Серпуховского вала.
В 1923 г. на территории бывшей городской свалки между Крымским мостом и Нескучным садом был создан ансамбль первой сельскохозяйственной выставки (теперешний ЦПКиО им. Горького).
В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б), обсудив вопросы городского хозяйства столицы, указал на необходимость расширить площадь зеленых насаждений и развернуть сеть образцовых парков культуры и отдыха, использовав для этой цели существующие в Москве старые лесные массивы (Сокольническая роща, «Измайловский зверинец» и др.)
Генеральный план реконструкции Москвы, утвержденный 10 июля 1935 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), подчинил планировочную структуру системы озеленения радиально-кольцевому принципу развития Москвы. В ней выделялось Бульварное кольцо, второе кольцо больших городских парков, третье кольцо городских и пригородных парков и три зеленых клина, достигающих центра города.
Кольцо городских парков формировалось из ЦПКиО им. Горького, Нагатино, Измайлово, Сокольников, парка им. Дзержинского (Останкино), Перовского и Краснопресненского парков, Ленинских гор. Парки соединялись проектируемой магистралью «Парковое кольцо», проходящей примерно по Камер-Коллежскому валу и сопровождаемой новыми бульварами и скверами.
Третье внешнее кольцо включало Кусковский парк, Погонолосиный остров, Свибловские леса, Лихоборы, парки у Химкинского водохранилища, Покровско-Глебовский и Покровско-Стрешневский парки, Хорошевский Серебряный бор, Фили-Кунцево, парки по реке Сетунь, Теплостанский и Южный парки, а также Коломенское, Ленино, Кузьминки.
От кольца периферийных парков к центру города тянулись три зеленых клина: от Измайловского и Сокольнического парков по берегам Яузы, от Ленинских гор и ЦПКиО вдоль набережной Москвы-реки, от Свибловских лесов и Останкино по Самотеке и Неглинной. По направлению каждого клина создавались новые скверы и бульвары.
Помимо крупных парков намечалось создание около 500 районных и детских. Большое значение придавалось озеленению промышленных площадок и жилых кварталов, где зеленые насаждения занимали не менее 30% территории (районы Пролетарский, Сталинский, Кировский).
За счет ближайших пригородных территорий в радиусе 10 км был создан Лесопарковый защитный пояс Москвы (ЛПЗП), первоначально площадь которого составила 194 тыс.га. (Впоследствии, в связи с ростом города, она несколько раз менялась).
Были осуществлены большие работы по озеленению и сохранению Москвы реки и Яузы, создан ЦПКиО им. Горького, парк ВСХВ. Головная часть Измайловского лесного массива площадью 245 га была превращена в ПКиО, были разбиты парки: ЦДКА в Лефортове, парк МВО, ПКиО «Красная Пресня», парк им. Жданова, сад им. Баумана, парк им. Петра Алексеева.
К 1940 г. в Москве имелось 8 ПКиО и 29 детских парков. Леса ЛПЗП были частично преобразованы в лесопарки. Причем в ЛПЗП жестко ограничивалось промышленное и жилое строительство.
Великая Отечественная война прервала процесс озеленения города, однако уже в 1947 г. работы возобновились.
Были созданы скверы на Болотной площади, Кузнецком мосту, площади Свердлова, Арбатской площади, Советской площади, у Белорусского и Павелецкого вокзалов, новый сквер на Пушкинской площади, озеленено пространство вокруг стадиона Динамо, зелеными стали многие улицы, активно создавался Главный Ботанический сад АН СССР.
К 1949 г. площадь озеленения территорий общего пользования возросла до 4864 га, а открытых пространств до 10 тыс. га.
В 50-е годы к зеленому фонду Москвы добавились сквер Большого театра, партер и парки МГУ на Ленинских горах, парк Дружбы на Ленинградском проспекте, скверы у Новодевичьего монастыря и бассейна Москва.
К 1950-м гг. среди крупнейших городов мира Москва стала одним из самых зеленых. С 1922 г. по 1954 г. площадь под парками, бульварами и скверами в столице возросла в 10 раз.