Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Парковое наследие Москвы

Парковое наследие Москвы

Парковое наследие МосквыПарковое наследие МосквыПарковое наследие МосквыОб искусстве московских зодчих приумножать ценности города

Приступая к планированию градостроительного развития Москвы, властям столицы следует принимать во внимание, что они имеют дело не просто с территорией для освоения, а со сложившимся городом, за сотни лет своего развития накопившим немало непреходящих ценностей, к числу которых, вне всякого сомнения, можно отнести общественные зеленые пространства. Будут они приумножены или утрачены – зависит от градостроительной политики.

В течение первой половины ХХ века столичные градостроители, несмотря на нехватку средств, сумели расширить систему общественных парков в Москве. Общая идея создания и развития парковых пространств была заложена в генплане Москвы 1918-1924 гг. Согласно ему, три зелёных клина соединяли историческую Москву с новым городом-садом, построенным за окружной железной дорогой, создавая выход из городского центра через парки к загородным полям и рощам. Эти клинья пролегали по естественным путям – по речным долинам Неглинки, Яузы и Москвы-реки вплоть до Кремля.

Еще не закончилась Гражданская война, еще Рабоче-Крестьянская Красная армия с боями прорывалась к берегам Тихого океана, а Советское правительство уже занималось организацией в столице выставки хозяйственных достижений новой России. Выполняя этот заказ, скорее политический, чем градостроительный, архитекторы сумели использовать его так, чтобы создать новые ценности города – обширные общественные зелёные пространства. Руководитель проекта А.В. Щусев отмечал: «В том и заключается значение постройки выставки для Москвы как города, что тут осуществлялось великое начало перепланировки Москвы в целях ее оздоровления. Город…, не имевший благоустроенного выхода за город через зелёные насаждения парков, должен быть перестроен… Выставка должна стать началом «новой Москвы».

После долгих споров был выбран участок на берегу Москвы-реки у Крымского моста, занятый свалкой.

Щусев привлек к этой работе и опытных зодчих, и молодых: Ивана Жолтовского, Федора Шехтеля, Илью Голосова, Константина Мельникова и других.

В 1923 году Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР открылась для посещений. С северо-восточной стороны Крымского вала располагался иностранный отдел со знаменитой «Махоркой», а напротив – основной отдел, простирающийся вдоль Москвы-реки до Нескучного сада. Отделы соединялись пешеходным мостом через Крымский вал. Выставка пользовалась большим успехом у посетителей.

В 1928 году на основе этой благоустроенной территории, оставшейся после выставки, был открыт городской Парк культуры и отдыха, впоследствии получивший имя М.Горького, который стал символом обновленной Москвы. Так в планировочную ткань центра Москвы был введен зеленый клин – от загородных просторов за Воробьевыми горами до Садового кольца и чуть дальше, который остается самым глубоким в столице и по сей день.

Дальнейшие проекты развития этого зелёного клина разрабатывали уже по установкам генерального плана Москвы 1935 г., но осуществить их опять-таки удалось за счет целевых «посторонних» программ – строительства нового комплекса МГУ на Воробьевых горах и Центрального стадиона в Лужниках, которые создавались не просто в виде застроенной функциональной территории, но как специализированные комплексы-парки.

В 1953 году было завершено строительство главного здания Московского государственного университета. Традиции русского зодчества были использованы и развиты не только в его объемной композиции, но и в общем планировочном решении территории как крупномасштабной московской усадьбы. Проект ее озеленения разработали выдающиеся ландшафтные архитекторы. В процессе проектирования И.В. Сталин лично визировал архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение, по его же предложению здесь были посажены яблони. Парковая зона МГУ включилась в огромный природный прибрежный массив, начинающийся у Садового кольца Парком культуры и отдыха им. Горького. Так ценное градостроительное наследие, продукт плодотворного творчества зодчих 20-х годов, было дополнено стараниями архитекторов середины ХХ века.

Еще одно крупное градостроительное решение государственного уровня помогло увеличить парковую зону. В 50-х годах в заболоченной излучине Москвы-реки, в Лужниках, построили парк-стадион площадью 180 га. Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий всю территорию укрепили и подняли в среднем на 1,5 м, посадили более 40 тыс. деревьев, 400 тыс. кустарников, более 2 млн. цветов. Этот садово-парковый ансамбль проектировался как продолжение смотровой площадки, сооружённой ранее на Воробьёвых горах при строительстве комплекса МГУ.

Итак, в 1920-50-х гг., в течение нелёгких для страны десятилетий, когда СССР ценой неимоверного напряжения сил прошёл этапы индустриализации, коллективизации, войну и восстановительный период, московским проектировщикам в условиях крайне ограниченных средств удалось воплотить уникальное для Москвы градостроительное решение: сформировать непрерывную водно-зеленую зону протяженностью более восьми километров, самый глубокий парковый ввод в центр города. Созданию этого клина способствовала принципиальная позиция советских зодчих относительно будущей Москвы как города с гармоническим сочетанием природного и урбанистического ландшафта, города парка.

Впрочем, этот клин – далеко не единственный пример приумножения городских ценностей – общественных парков. Традиция эта была сохранена и при создании Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года (ВСХВ-39) на месте городской свалки близ Ярославского шоссе. Территорию выставки, нового общественного центра растущей Москвы, прекрасно озеленили, соединив с близлежащим лесом и парком Останкинского дворца в единый зелёный массив, значительно усиливший систему природных территорий в северной части города.

А вот уже новые градостроители в 1959 году первую зарубежную выставку – достижений США – разместили по совсем другому градостроительному принципу, с иным, менее дальновидным отношением к парковому наследию. Не просчитав возможные последствия, ее устроили в старинном парке в Сокольниках. Позднее здесь стали проходить другие выставки. И лишь когда антропогенная нагрузка на парк достигла чрезмерной величины, было принято решение о строительстве нового выставочного комплекса на Краснопресненской набережной.

И на территории самой ВДНХ-ВВЦ ныне намечено строительство коммерческих зданий общей площадью около 500 тыс. кв. метров. Их эксплуатация потребует огромных дополнительных затрат, затруднит решение транспортных проблем, усугубит и без того плохую экологическую обстановку в прилегающих жилых кварталах. Куда разумнее было бы просчитать вариант с освоением под коммерческую застройку освобождаемых промышленных зон, создав при этом новый вид зелёной территории – специализированный торговый парк, не сокращая, а вновь приумножая парковую систему Москвы.

Похожим образом складывается перспектива другой переданной нам в наследство зеленой зоны. Полвека назад грядущие чемпионаты градостроители использовали для освоения новых территорий, прибавив к приречным зеленым массивам спортивный парк в Лужниках. Нынче, в начале ХХI века, в преддверии Чемпионата мира 2018 года, в этом же парке решено расширить существующие спортивные сооружения и дополнительно построить здания «спортивно-коммерческого назначения» площадью 250 тыс. кв. м. А так как транспортные проблемы данный проект не решает, против намеченной реконструкции выступили с протестами жители прилегающих жилых кварталов. Думается, что и в этом случае градостроители прошлого века обязательно просчитали бы и другой вариант: построить новый парк-стадион на иной, неосвоенной территории – например, в Новой Москве, или на базе одной из освобождаемых береговых промзон на периферии города. Понятно, что из-за трудоёмкой рекультивации почвы такой вариант будет дороже, зато столица получит новую зелёную зону, дополнительное общественное пространство с выходом к реке.

В сложных градостроительных условиях каждый рубль, доллар, юань, вложенный частным ли инвестором, муниципалитетом или государством в строительство, благоустройство, озеленение Москвы, должен «работать» на интересы всех горожан, а не только вкладчика. Урбанистический кризис диктует необходимость строить и реконструировать так, чтобы не создавать новые проблемы – экологические, социальные, транспортные, но сохранять и приумножать общественные ценности города, культурное и природное наследие прошлого, сотворенное нашими предшественниками.

Марк Гурари,

зам. предсМарк Гурариедателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: