Ключ к успеху
12 февраля в Орле состоялся экономический форум «Социальное и экономическое развитие России. Проблемы и пути решения». В форуме принимают участие депутаты различных уровней, представители министерств, ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководители народных предприятий, эксперты Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, представители профсоюзов, общественных организаций, учреждений образования, науки и культуры, зарубежные эксперты – более 1000 человек. Мероприятие прошло под эгидой КПРФ и администрации Орловской области.
С основным докладом «Развитие страны – выход из кризиса» на пленарном заседании форума выступил Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
С содокладом «Рачительное хозяйствование – ключ к успеху» выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин.
Затем состоялись выступления участников форума: губернатора Орловской области Вадима Потомского, Первого секретаря Новосибирского обкома КПРФ, мэра города Новосибирска Анатолия Локотя, губернатора Иркутской области, члена Президиума ЦК КПРФ Сергея Левченко, Президента ассоциации «Росагромаш» Константина Бабкина, ученого-экономиста, публициста и политического деятеля Юрия Болдырева, Академика РАН Роберта Нигматулина, члена Президиума ЦК КПРФ Николая Харитонова, директора совхоза им. Ленина Павла Грудинина, председателя Московского областного профсоюза легкой и текстильной промышленности Нины Веселовой. На Орловском экономическом форуме выступили иностранные гости - представитель Партии левых ФРГ Андрей Хунко и советник-посланник Посольства КНР в РФ Хань Вэй.
В ходе форума состоялись заседания «круглых столов» по темам: «Экономическая модель для вывода России из кризиса», «Пути к ускоренному восстановлению промышленного потенциала страны», «Развитие села и укрепление продовольственной безопасности Российской Федерации», «Сохранение и развитие социальных институтов как условие конкурентоспособности России», «Новая денежно-кредитная политика – локомотив инвестиционного развития экономики».
С заключительным словом к участникам форума обратился Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
Лидер КПРФ еще раз поблагодарил своих земляков-орловцев, губернатора Орловской области В.В. Потомского, первого секретаря Орловского обкома КПРФ В.Н. Иконникова, которые все сделали для успешного проведения мероприятия. Г.А. Зюганов также выразил благодарность гостям форума, особо отметив представителей Донецкой и Луганской народных республик. Перед участниками заседания также выступил министр иностранных дел ДНР Александр Кофман.
Москву на форуме представляли более 20 руководителей промышленных предприятий города – Московского инструментального завода, Пролетарского оптово-розничного плодоовощного объединения, завода «Большевичка», НПО «Прибор», Завода «Станкоконструкция», Института региональных экономических исследований, Технопарка «Мосгормаш», «Московского издательского дома» и ряда других.
Многие из них приняли участие в заседании «круглого стола» «Пути к ускоренному восстановлению промышленного потенциала страны», которое прошло под руководством первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Рашкина.
Публикуем фрагменты выступлений участников форума.
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН:
Экономика продолжает сидеть на нефтегазовой игле. Нефтегазовые доходы хоть и снижаются, но остаются весьма весомыми в общем объеме доходов. В связи с обвалом цен на углеводородное сырье, под большим сомнением находится вообще выполнение доходной части бюджета. Экспортные поставки энергетического сырья, скорее всего, смогут обеспечить примерно половину запланированной правительством суммы.
«Подушка безопасности» сдувается. Объем Резервного фонда по сравнению с 2014 годом снижается в пять раз, и на конец 2016 года составит всего лишь чуть более 1 триллиона. Однако, если курс рубля по отношению к доллару останется на уровне 80-90 рублей за доллар, от Резервного фонда может вообще ничего не остаться, поскольку надо будет чем-то покрывать дефицит бюджета.
Не лучше обстоят дела и с расходной частью федерального бюджета. На 2016 год ее объем составляет 16,098 трлн. рублей и, по сравнению с 2014 годом, увеличивается на 1,3 трлн. рублей. Такой рост расходов далеко не покрывает даже официальные показатели инфляции.
Финансирование одной из важнейших программ по обеспечению здоровья нации не только не увеличено, а существенно урезано – на 12%. Финансирование подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» снижено на 42%, подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» - на 22% (и это при огромном дефиците медицинских кадров, особенно на селе), подпрограммы «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» - на 19%, подпрограмма «Управление развитием отрасли» - на 55%. И самому большому урезанию подверглась подпрограмма «Развитие скорой медицинской помощи» - почти на все 80%. Это уже не развитие, а, скорее, похороны, и не только скорой помощи, но и всей отрасли.
По данным Счетной палаты, только за 2014 год в стране ликвидировано 500 школ, 17,5 тысячах населенных пунктов уже не имеют учреждений медицинской помощи.
Вот вам и забота о здоровье людей. И как после этого верить заявлениям председателя правительства об увеличении продолжительности жизни и естественном приросте населения, что используется, как аргумент в пользу повышения пенсионного возраста.
Народное образование подвергается финансовому обрезанию. Общее снижение финансирования составляет почти 43 млрд. рублей, или 10% относительно 2015 года. Сокрушительный удар нанесен по дошкольному образованию, т.е. по детям, по подрастающему поколению – будущему страны. Сокращение финансирования подпрограммы «Содействие развитию дошкольного и общего образования» составляет 96%! Как говорится, комментарии излишни.
То же самое можно сказать и по другим статьям расходов. Так, например, подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» урезана почти на 9%, а подпрограмма «Старшее поколение» - 13,5%, программа о доступном и комфортном жилье урезана практически на 20%, «нулевое» финансирование целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы только усугубит и без того кризисное положение в научной сфере, финансирование программы «Экономического развития…» урезано по сравнению с 2015 годом на 14%, но еще большему обрезанию подверглись ряд важных подпрограмм, таких, как подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» - на 30%, подпрограмма «Стимулирование инноваций» - на 53%, подпрограмма «Регулирование инфраструктурных отраслей» - на 99% и т.д.
Приведенные данные убедительно показывают, что правительство занимается не развитием, а удушением всех сфер жизни страны.
(Полностью выступление опубликовано на сайтах www.msk.kprf.ru и www.kprf.ru)
экономист, публицист,
политический деятель:
Недопустима работа финансовой банковской системы как ростовщической, высасывающей соки из экономики, она должна быть развернута на экономическое развитие. Есть вопросы внутренних споров, есть те, кто считает, что нужно ежегодно фиксировать ставку рефинансирования, другие - что нужно идти институционально, а именно включить в руководство Центрального банка представителей реального сектора. Но это споры о методах; когда будет национально-ориентированная власть, методы могут корректироваться.
Должна быть ответственность Центрального банка, как органа государственной власти, и наказуемость за неисполнение конституционных задач. Недопустимо накопительство средств во всякого рода «резервах» с последующей отправкой за рубеж. На догоняющий период (а мы сильно отстали) защита своего, внутреннего рынка. Недопустимость приватизации стратегических активов, особенно в условиях кризиса. Налоги должны налагаться не на производство, а на доходы и потребление. Нужно прекратить нынешние реформы в науке и образовании, вернуть самоуправление Академии наук. РАН и научными учреждениями не могут управлять чиновники, поставленные для управления имуществом Академии наук.
Ключевая опасность, которую все понимают, это то, что правительство продолжает ждать милостей от природы, что каким-то образом мировые цены восстановятся и все будет как прежде. Но даже если они восстановятся, это не будет решением проблемы. Это просто даст нам передышку, а наше отставание от конкурентов будет усиливаться.
Опасна в условиях массового падения цен на сырье попытка по дешевке все распродать. А между тем самообеспечение ресурсами - это козырь в мировой игре, мы должны сохранить самообеспечение и должны максимум оставить нашим детям. Мы должны продавать ресурсы только в интересах развития.
Основной целью должно быть высокотехнологичное развитие и повышение самодостаточности национальной экономики.
(Полностью выступление опубликовано в газете «Советская Россия»)
заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый секретарь МГК КПРФ:
В стране происходит спад промышленного производства. По данным Росстата, за 2015 год оно снизилось на 3,4% по сравнению с 2014 годом. При этом нефтегазовые доходы, составлявшие основу «стабильности» России в предыдущее десятилетие, не могут обеспечить выхода из кризиса. Российский экспорт за январь-сентябрь 2015 года по данным ЦБ РФ сократился на 32% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.
Кризис, и, в частности, падение экспорта, сказался на состоянии бюджета. Так, официально установленный дефицит федерального бюджета составляет почти 2,36 трлн рублей. Федерация попыталась в предыдущие годы переложить многие свои расходы на плечи субъектов РФ, однако это привело к нарастанию задолженности регионов. Так, сейчас она приблизилась к 2,3 трлн рублей. Это означает, что исполнение многих государственных обязательств, в том числе перед населением, оказывается под большим вопросом.
Ухудшается социально-демографическая ситуация, продолжается рост цен, падают реальные доходы населения. Так, по данным Росстата, рост потребительских цен в декабре 2015 года составил 12,9% по сравнению с декабрем 2014 года. Эта динамика, судя по имеющимся прогнозам, сохранится и в 2016 году.
В части доходов населения статистика также неутешительна. Так, за III квартал 2015 года они сократились на 3,9% по отношению к тому же периоду 2014 года. По данным экспертов, падение реальных зарплат в первой половине 2015 года к уровню 2014 года составило почти 10%. В январе сентябре 2015 года, только по официальным данным, число россиян, находящихся за чертой бедности, составило 20,3 млн человек, что на 2,3 млн больше, чем в 2014 году. Это – около 14% населения России. Однако, учитывая нереалистичность установленного в стране прожиточного минимума, следует говорить о бедности более чем половины населения России (средний заработок для которой составляет менее 30 тыс.рублей в месяц).
Происходящие негативные процессы ставят под сомнение целесообразность сохранения социально-экономического курса, который в последние десятилетия проводился в России.
«Сырьевая экономика», и раньше вызывавшая обоснованную критику в связи с отсутствием внимания к развитию обрабатывающей промышленности и нерациональным расходованием нефтегазовых доходов, стала для России настоящей ловушкой. Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление, оказалась полностью зависима от сырьевой конъюнктуры. Получилось, что страна долгие годы жила в долг, а теперь, когда сверхдоходы от продажи сырья упали, резервов для возобновления экономического роста нет.
Но даже после начала кризиса Правительством почти ничего не было сделано для компенсации его последствий и исправления стратегических ошибок, совершенных в предыдущие годы. В том числе для реализации программ импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.
По сути, можно говорить об отсутствии у Правительства стратегического, комплексного видения перспектив развития страны. В условиях кризиса управление страной осуществляется «на короткие дистанции», на ощупь, чисто тактически, без общенациональной антикризисной стратегии. Очевидно, это приводит к мультипликации издержек, к неэффективному и нерациональному расходованию средств, порождает эффект «жизни одним днем», подстегивает коррупцию.
Следует подчеркнуть, что в отличие от кризиса 2008 года, у экономики России нет достаточных резервов для возобновления роста без мер государственной поддержки. В частности, из-за сокращения потребления, которое во время предыдущего кризиса смогло дать экономике нужный толчок. Однако в настоящее время этому препятствует стремительный рост цен на потребляемые в России товары, работы, услуги и падение реальных доходов населения,
(Полностью выступление опубликовано на сайтах www.msk.kprf.ru и www.kprf.ru)
губернатор Иркутской области:
Сегодня каждый регион планирует свое развитие самостоятельно, в отдельности даже от соседних территорий. Это и программы газификации, развития транспорта и отраслей, схем добычи природных ресурсов. Каждый регион, участвуя в какой-либо программе, ищет свое индивидуальное счастье. Это приводит к дублированию и перекосам в транспортной сфере и производстве какой-либо продукции – неэффективная, вредная конкуренция.
Решением этой проблемы является Госплан. У нас в стране должен быть государственный орган, который либо сам занимается планированием, либо устраняет дублирование и устанавливает публичную ответственность ведомств и должностных лиц за развитие территории. Как Губернатор, я столкнулся с похожей ситуацией в моем огромном регионе. Чтобы территории развивались во взаимодействии, мы создаем целую цепочку ведомств, каждое из которых отвечает за определенный этап или направление.
Другой важный вопрос – сущность планирования. Можно создавать сколько угодно ведомств, но, если сущность планирования в России останется прежней, мы результата не добьемся. Может ли предприятие или регион, живя в условиях изменения конъюнктуры, курса мировой валюты и налогового законодательства, в целом принять и утвердить программу развития, не зная, какая через пять лет будет стоимость газа и электроэнергии? За последние годы мы пережили создание и утверждение трех энергетических стратегий развития страны, позорное по поставленным для нас условиям вступление в ВТО, санкции, новые обязательства, которые мы накладываем на себя при подписании международных соглашений.
Предприятие не может выстраивать свою перспективу в таких условиях, а государство, которое должно ее устанавливать, молчит. Даже обсуждение антикризисного плана проходит как-то конспиративно, хотя мы должны знать его и подставить плечо всей стране. Как решить эту задачу?
В Советском Союзе каждые пять лет каждый регион проводил конференцию по развитию собственных производительных сил с участием академии наук, правительства и местных представителей. Это было публично, и каждый участник конференции (а их было больше тысячи) считал принятый план своим собственным и необходимым к исполнению.
В 1949 году в Иркутской области проводилась вторая в СССР конференция по развитию производительных сил, и с тех пор регион развивается именно по написанному тогда сценарию. Было решено, что это должен быть регион большой энергетики, на базе которой основываются мощные энергопотребляющие производства. Все, что сегодня еще работает, было создано по итогам этой конференции. У себя в области мы снова начали проводить подобные заседания и «круглые столы». Я надеюсь, что план развития области будет открыто обсужден и принят через три месяца, и тогда тысячи активных людей будут считать его своим, мы объединим их усилия и будем развиваться успешнее и быстрее.
Наша партия в целом и фракция в Госдуме сделала многое. Принят закон о стратегическом развитии, но он не сможет давать результата, пока не будет организационных структур, ответственных за выполнение плана, пока в результаты и оценки предприятий, отраслей и регионов не будут включены показатели, по которым они должны работать.
мэр города Новосибирска:
Особенности сегодняшнего кризиса заключаются в том, что глубокая диспропорция структуры производства, сырьевой характер экономики накладывает серьезный отпечаток на реалии сегодняшнего дня. Колоссальная импортозависимость промышленности, социальных отраслей, всех отраслей, которые работают в реальном секторе экономики, - это объективная реальность. Это та проблема, которую нам приходится сегодня решать.
В Новосибирской области практически разработана программа реиндустриализации, то есть развития промышленности, опирающаяся на тот потенциал, который существует, с учетом оснащения новыми, конкурентоспособными технологиями. В Новосибирске реализуется модель экономики не дотационная, а модель на норме отщепления от тех налогов, которые собираются на территории города. Поступления НДФЛ, которые являются доходной частью нашего бюджета, более 50%. Отсюда наши преимущества: мы можем самостоятельно развиваться, мы, муниципалитет города Новосибирска, сами решаем, как развивать город.
Несмотря на трудности, мы достигли определенных результатов в 2015 году, и прежде всего - в строительном секторе экономики. За 2015 год мы построили рекордное количество домов в жилом секторе - 1738 тысяч квадратных метров введено в строй. Даже в советское время мы не достигали таких результатов. Меня спрашивают, откуда такая устойчивость строительного комплекса и динамика развития. Секрет в том, что мы пошли по пути застройки комплексных площадок. Точечная застройка губительна не только для социальной сферы, для инфраструктуры города, но она и экономически вредна. У нас четыре направления строительства: от эконом-жилья со стоимостью от 38 тысяч рублей за кв.м. до элитного жилья со стоимостью более 100 тысяч рублей. В заделе у нас почти 5 млн кв. м разной степени застройки. Но это тот потенциал, который можно и нужно реализовать, несмотря на все кризисные явления.
Мы открыли пятнадцать детских садов вместо четырнадцати. Я строго слежу за тем, чтобы все дети в возрасте свыше трех лет получили место в детских садах. Но, самое главное, скоро потребуются новые школы. Надо добиваться увеличения бюджетных затрат.
Более 100 км теплотрасс было заменено в городе Новосибирске, мы вложили 2 млн рублей, и это дало свой результат - вдвое снизилось количество аварий. Мы в минувшем году закончили программу реконструкции лифтового хозяйства города - 508 лифтов заменили.
В Новосибирске действуют три социальных ярмарки. Это бесплатная площадка для изготовителей сельхозпродукции Новосибирской области, а значит, здесь на 20% цена ниже, чем в торговых сетях. Эти ярмарки пользуются популярностью, торговать на них второй год подряд приезжают белорусы.