Капитализм — угроза для всего человечества
Согласно учению марксизма-ленинизма, экономические отношения составляют базис жизни общества, а все остальные (политические, социальные, культурные, юридические и т.д.) - его надстройку. Экономические отношения – ведущие среди других общественных отношений. Они заложены в фундамент любой общественно-экономической формации и замечательно определяют ее лицо.
Однако многим формациям для сокрытия изначально неприглядного вида, для смягчения негативного воздействия на умы и настроения масс хотелось бы настоящую свою «красоту» спрятать под чадрою возвышенной болтовни. В.И. Ленин в 1901 году говорил о подобном оболванивании народов при империализме: «…вековая привычка властвовать выработала в дворянах и нечто более тонкое: умение облекать свои эксплуататорские интересы в пышные фразы, рассчитанные на одурачивание «простонародья».
Другими словами капитализм – плут. Под чадрой - не красавица-формация, под чадрой – вурдалак, монстр. По сути, капитализм – это непрерывная эксплуатация чужого труда, кризисы, голод, войны, рост цен, инфляция и безработица.
Вместо этих режущих правду матку слов буржуазные идеологи ввели в медийный оборот сладкие, как халва, шулерские словосочетания: «общество всеобщего благоденствия», «народный капитализм». Из научного оборота буржуазных экономистов изъят термин «капиталистическая экономика» – ныне по страницам газет и журналов гуляет более благозвучное название - «рыночная экономика». А почему не базарная?
Или другой термин-обманка – «инфляция». За двадцать пять лет капитализма в России люди так к нему привыкли, что перестали задумываться о его истинном значении. Инфляция – это обесценение. Это тоже родовой неотъемлемый признак капитализма – и никуда от этого не денешься. Без инфляции, без обесценения чужого труда - капитализм не капитализм. Холодными, как у кобры, глазами наблюдает финансовый капитал за ростом цен и потирает руки от удовольствия и предвкушения – перед ним безмолвное население - загипнотизированное, оболваненное лозунгами о свободном рынке. Сейчас мы инфляцией опустошим его карманы, думает капитал. И без зазрения совести выгребает у старушки последние гробовые деньги. Ему ли стесняться.
Спрашивается, а как буржуазный строй проворачивает свои фокусы? Какой хитрой отмычкой он пользуется, проникая в дома, в души и дела людей?
Каждая общественно-экономическая формация или, проще говоря, общественный строй, имеет специфический, исключительно ей присущий основной экономический закон. Для капитализма – это максимальное извлечение прибавочной стоимости. В пользу собственника, когда он, собственник, как Попандуполо из «Свадьбы в Малиновке», распределяет произведенный продукт. «Это мне, и это мне, и это тоже мне». Одному вершки, другому корешки. Хозяину - на дворец, работнику – в лучшем случае кость (копыто) на холодец. Да, поневоле вспомнишь благословенные советские времена, когда было распределение по труду, а не по наворованному капиталу.
Между прочим, в Древней Греции олигархом называли вора. В самую суть вещей смотрели древние греки. Молодцы! На либеральной и демагогической мякине, вроде равенства возможностей для всех, постоянного роста благосостояния граждан, тяжело было их провести.
При капитализме тоже, вроде и растет жизненный уровень, о чем кричат на всех перекрестках глашатаи «самого прогрессивного» строя, но почему-то он слабо доходит до основной массы населения. Вот что писал Карл Маркс в работе «Наемный труд и капитал»: «Как бы ни был мал какой-нибудь дом, но, пока окружающие его дома так же малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу общественным требованиям. Но если рядом с маленьким домиком вырастает дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины. Теперь малые размеры домика свидетельствуют о том, что его обладатель совершенно нетребователен или весьма скромен в своих требованиях; и как бы ни увеличивались размеры домика с прогрессом цивилизации, но если соседний дворец увеличивается в одинаковой или еще большей степени, обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно». Далее он переходит к обобщениям: «Утверждение, что интересы капитала и интересы рабочих одни и те же, на деле означает лишь следующее: капитал и наемный труд – это две стороны одного и того же отношения… Пока наемный рабочий остается наемным рабочим, судьба его зависит от капитала. Это и есть пресловутая общность интересов рабочего и капиталиста».
В предисловии к этой же работе Энгельс пишет: «И таков экономический строй всего нашего современного общества: рабочий класс является единственным классом, который производит все стоимости». Прямо про наш господствующий класс. Так тяжела их куршавельская судьбина, что дворцы и поместья и за день на добром коне не объедешь. Так и хочется им посочувствовать, несчастным трудягам.
Еще на заре капиталистической эры способ производства с его основным экономическим законом, с перераспределением прибавочной собственности исключительно в карман собственника стал душить и уничтожать в обществе все человеческое, гуманное. Человек в процессе своей эволюции рвется ввысь, а капитализм ежечасно и ежеминутно опускает его, неимущего, на уровень бессловесной рабочей скотинки. Эта постоянная, от рождения и до смерти, погоня за прибылью убивает во всех представителях имущего господствующего класса человека, заставляя его однобоко развивать и удовлетворять только животные инстинкты. Далеко за примером ходить не надо. Гляньте на олигархов, без счета расплодившихся на просторах нашей страны. Кого из них можно выставить эталоном гражданина, патриота, поместить героем на первую страницу учебника?
Днем с огнем не найдешь такого! А плута, негодяя, карточного шулера, перевертыша, уголовника, коррупционера? Пальцем только ткни, и не промахнешься. Все они герои, пожалуй, только «Компромата.ру».
И вот наш господствующий класс, находясь на уровне удовлетворения жвачных и постельных потребностей, вынуждает подавляющую часть остального населения опускаться на такой же нравственный и духовный уровень. На уровень «Дома-2».
Капитализм в том виде, в котором он сегодня существует, прямая угроза для всего человечества. Ни к чему иному, кроме как к катастрофическим последствиям, он привести не может. Установившись практически по всему свету, он живет под лозунгом - «после меня хоть потоп», «живу одним днем», «не робей, богатей».
Ослепляющая и отупляющая буржуазная идея – деньги, деньги, деньги, вечная погоня за успехом, застила глаза миру капитала.
Но для истории - капитализм преходящий строй. Строй с гнильцой. У человечества впереди иной путь.
Карл Маркс и В.И. Ленин не были утопистами. Следуя их доводам и логике развития исторического процесса – социализму быть! И переход к нему, если человечество собирается существовать тысячи и миллионы лет, – жизненная необходимость.
Капитализм прошлого века, основанный на частной собственности, – уже сегодня анахронизм истории. Еще в XIX веке Маркс и Энгельс в Манифесте Коммунистической партии писали: «Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд… Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса... В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
На чем и мы стоим.
Дмитрий Щеглов
Рисунок Вячеслава Полухина