«Сталин – революционер и патриот»
Сталинская постановка вопроса: что должно быть во главе угла – права отдельной личности или же права трудящихся масс? – в наше время приобретает исключительную значимость. Прежде всего потому, что сложившийся в России режим власти всеми способами добивается, чтобы господствующей идеологией в стране стал воинствующий либерализм с его неизменным верховенством отдельно взятой личности над коллективом. …
В сталинское время – время подготовки к неминуемой войне против СССР фашистской Германии – верховенство коллективных, общественных интересов над личными было доведено, можно сказать, до предела. Именно в это время Сталиным принимается решение отказаться от курса на мировую революцию и взять курс на строительство социализма в отдельно взятой стране – СССР. То было не только революционное, но и патриотическое решение, определившее непримиримость борьбы Сталина и партии с Троцким и троцкизмом. Теперь, когда она стала историей, можно не предположить, а точно ответить на вопрос: что ожидало бы Россию, победи Троцкий с его курсом на перманентную революцию? Страна исчезла бы, оказавшись под пятой фашизма. Не было бы и Великой Победы 1945 года.
Известно, что идея победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой стране принадлежит В.И. Ленину. Им же определены и общие ориентиры социалистического преобразования России: индустриализация (план ГОЭЛРО), кооперирование крестьянства и культурная революция. Но что должно быть главным в создании материально-технической базы современной промышленности, откуда взять средства для индустриализации, как перевести крестьянство на рельсы коллективизма при наличии и сопротивлении кулачества и колебаниях крестьянина-середняка, как провести культурную революцию, чтобы она имела своими результатами форсированное развитие науки и техники и быструю подготовку целой армии специалистов в различных отраслях народного хозяйства? Ответов на данные вопросы не существовало. Их нужно было найти как можно скорее.
Это сегодня для нас является очевидным, что индустриализацию нужно было начинать с создания тяжелой индустрии (тяжелого машиностроения). А тогда решался вопрос, с чего начать и что важнее – хлеб или металл. Доказывать, преодолевая бешеное сопротивление «левых» и «правых» уклонистов в партии…
Жестокие для СССР геополитические условия – прежде всего враждебное окружение, вопиющая индустриальная отсталость – диктовали и необходимость ускоренной коллективизации. Крестьянство в большинстве своем не было готово к ней. Сталин убедил партию: нет иного выбора, как только провести коллективизацию крестьянских хозяйств сверху. Это было революционное решение во имя спасения социалистического Отечества.
Касаясь «ошибок» в эпоху коллективизации, Шолохов говорил летом 1954 года: «... Отлив населения из села начался еще до коллективизации. Индустриализация страны требовала огромного количества рук... Так что без коллективизации сельского хозяйства, как и без индустриализации, без крупной промышленности, мы не смогли бы выстоять и победить в минувшей, чудовищной войне! Мы не смеем этого забывать!»
…Революция сверху была поддержана снизу: крестьянин-общинник взял верх над крестьяниномсобственником. Крестьянство пошло в колхозы, так как они были новой формой традиционного, общинного образа жизни. Сталин как политик-реалист понимал: новое только тогда будет принято, если оно заимствует непреходящие ценности старого.
Сталин более чем кто-либо другой в политическом руководстве СССР понимал, что без ведущей роли государство-образующего русского народа в предстоящих испытаниях для многонационального Советского государства не может быть победы над жестоким врагом. Начиная с 1934 года партией и правительством в области образования и культуры принимается система мер государственного значения для возрождения национальной гордости великороссов, русского патриотизма и защиты русской культуры как основы социалистической культуры…
Поворот к культурно-историческим традициям русского народа был поворотом к единству классового и национального сознания советского человека. Единству, о котором долгое время в партии было принято не говорить: какое-либо упоминание о русском считалось проявлением шовинизма. Этот поворот означал соединение социализма с патриотизмом, что ставило крест на теории перманентной революции Троцкого. Трубадура «революционного» космополитизма возмущало и то, что «забота об авторитете старших повела уже... к изменению политики в отношении религии». Со злостью он констатировал: «Ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен...» Наконец, Троцкий не мог скрыть своего гнева по поводу того, что «советское правительство... восстанавливает казачество» и приняло декрет о восстановлении офицерского корпуса.
Троцкий был в бессильной ярости оттого, что по Конституции 1936 года отменялись все ограничения в правах, связанные с социальным происхождением в прошлом. Троцкому нужна была мировая революция как всемирная гражданская война, в которой России отводилась роль главной жертвы. Сталин же стремился отстоять социализм в СССР и превратить его в неоспоримый фактор влияния на судьбы мира.
Что же на самом деле происходило в годы первых советских пятилеток? Наряду со строительством мобилизационной экономики происходила мобилизация нравственно-духовных ресурсов нашей державы, и в первую очередь таких, как русский патриотизм, русская культура, служивших веками духовной основой единства народов в многонациональной стране. «Русский поворот» был поворотом к тысячелетней истории России, признанием того, что советская история есть ее продолжение, что без связи героического прошлого с героическим настоящим не может быть героического будущего. Сталин видел в этом залог победы над врагом, и он не ошибся, как показала история Великой Отечественной войны.
Великих личностей судят не историки, а история. Великих личностей создают великие деяния, они и запечатлеваются в исторической памяти народов. Индустриализация, Победа в Великой Отечественной войне, открытие атома и овладение атомной энергией, полет в космос и многие другие великие деяния, как и образ великой державы – СССР навечно останутся в народной памяти. Они неразрывно связаны с именем Сталина – революционера и патриота России. Стереть эту связь в анналах истории никому не дано.
(Печатается в сокращении. Полностью материал размещен на сайте www.kprf.ru)