«Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!»
В сокровищнице русской духовой музыки особое место занимают произведения для военного оркестра. Среди них наиболее популярны марши и вальсы. Как правило, они создавались в военной среде, а их авторами были военные музыканты и капельмейстеры, хорошо знавшие армейскую жизнь изнутри. Судьба их творений подчас просто удивительна.
Одним из ярких примеров является история русского военного марша «Прощание славянки».
Пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал марша «Прощание славянки». Этот марш – один из наиболее узнаваемых в мире российских музыкальных символов.
Марш «Прощание славянки» – это марш моего детства: ежедневный развод караулов перед штабом полка. Встреча возвращающихся после танковых учений с самого большого танкодрома ЗаГВ. Радостное возвращение наших отцов с боевого дежурства после известного противостояния советских и американских танков на переходе Checkpoint Charlie (КПП «Чарли», КПП «C») в октябре 1961 года. Проводы отслуживших солдат в Союз – это наш марш на немецкой земле.
Этот марш – сама наша история. А как он звучит на праздниках!
Русский патриотический марш был написан Василием Агапкиным под впечатлением событий Первой Балканской войны. Его точное название «Марш прощания со славянкой». Этот марш посвящается всем славянским женщинам, провожающих своих мужчин на войну и верящих в их возвращение.
Впервые публично новый марш был исполнен осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре 7-го западного кавалерийского полка.
Кто-то заметил, что марш этот — воплощение мечты Григория Александровича Потемкина: «Чтобы солдат, идя в бой, не боялся ни черта лысого, ни ведьмы стриженой! Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!».
Под эту музыку уходили полки на фронты Первой мировой войны.
Марш «Прощание славянки» оставался популярным и после Октябрьской революции 1917 года. По свидетельству ряда современников, он звучал и на параде, который проходил на Красной площади 7 ноября 1941 года. Кстати, сводным военным оркестром в тот день дирижировал именно его создатель Василий Агапкин.
Сцены прощания русских женщин с воинами запечатлены и в живописи. Вспомните картины Ильи Глазунова «Проводы войска», «Княгиня Евдокия в храме» и Константина Васильева «Проводы славянки», «Плач Ярославны». А как трагически выразительна картина Полины Минеевой «Маргарита Тучкова»!
Марш «Прощание со славянкой» – это исторический марш с современным звучанием. Официальный юбилей марша остался почти незамеченным, хотя и был открыт памятник маршу на площади Белорусского вокзала в Москве.
Но вряд ли найдется русский человек, который бы не расчувствовался при звуках легендарного марша Василия Агапкина «Прощание славянки». Кажется, эта музыка, почти уже век приникающая к нашим сердцам, вросла в наш ментальный ген, стала его сущностной составляющей. «Прощание славянки» неотделимо от нас, от нашей истории, от того, что мы называем Отечеством».
История марша, как и история нашего Отечества, сложная, человечная, героическая. И марш может стать исторически-культурной основой объединения русских людей и их потомков, отождествляющих себя с русской культурой и историей.
Людмила Рудакова