«Мы чувствуем себя гораздо сильнее и увереннее»
Для многих победа Андрея Клычкова на выборах в Мосгордуму стала главной сенсацией кампании. Для тех, кому Андрей Евгеньевич помогал, будучи депутатом пятого созыва, – ожидаемым и закономерным событием. За пять лет фракция КПРФ под руководством Андрея Клычкова заметно усилила свои позиции, и во многом благодаря этому сегодня у коммунистов в Думе не три мандата, а целых пять. О том, чем запомнилась работа в МГД пятого созыва и какие задачи стоят перед депутатами-коммунистами сегодня, мы поговорили с руководителем фракции КПРФ в МГД, членом Президиума ЦК КПРФ, секретарем МГК КПРФ Андреем Клычковым.
– Андрей Евгеньевич, что, по Вашему мнению, помогло фракции повысить свой авторитет в глазах москвичей?
– Сложно выделить что-то одно. Скорее комплексная работа по всем направлениям. Мы старались использовать все возможности по максимуму: и думскую трибуну, и протестную работу, и депутатскую вертикаль. Москвичи видели, что депутаты «Единой России» абсолютно несамостоятельны, а мы, несмотря на малочисленность фракции, во всех вопросах шли до конца, пытаясь сделать из худшего лучшее. Мы были, да и остаемся, единственной оппозиционной силой в парламенте. К нам приходят за помощью все, кто не согласен с позицией власти или разочаровался в «Единой России», вокруг нас объединяются все оппозиционные партии и движения. Кстати, именно от нас исходила инициатива создания Общественного консультативного совета политических партий при МГД, курирует который Н.Н. Губенко. Не могу сказать, что абсолютно все у нас получалось. Часто не хватало элементарного – времени, человеческих ресурсов. И сегодня, когда во фракции уже пять депутатов-коммунистов, мы, конечно, чувствуем себя гораздо сильнее и увереннее.
– Какие моменты в деятельности фракции КПРФ в МГД пятого созыва Вы считаете самыми значимыми?
– Каждую нашу победу, даже самую маленькую. Добились выплаты субсидии на оплату коммунальных услуг, добились проведения ремонта детской площадки или ликвидации незаконной автомойки – для меня каждый такой результат очень важен. Это значит, что мы работаем не зря. Таких примеров – огромное количество по всей Москве. В общей сложности за 4,5 года фракция обработала более 34 тысяч писем москвичей. Есть, конечно, и более масштабные достижения. Вместе с москвичами мы отстояли многие исторические здания. Добились вывешивания копий Знамени Победы на улицах Москвы 9 мая. Добились частичного решения проблемы обманутых дольщиков. Не дали застроить парки и скверы. Радует, что эта борьба, помимо конечного результата, дает нам новых друзей – тех людей, которые отстаивали свои права вместе с нами.
– Самым проблемным направлением работы фракции КПРФ, пожалуй, является законотворчество: 3 голоса – ничто против 32. Были ли исключения, когда «Единая Россия» соглашалась с инициативой КПРФ?
– Из 94 проектов нормативных правовых актов, которые мы внесли, 31 был принят. Так, Дума поддержала наши предложения ограничить размер платы за студенческое общежитие, расширить права владельцев садовых участков, включать в стаж для назначения пенсии период учебы в вузе и другие. Но все эти случаи, действительно, скорее исключение из правил. Большую часть наших инициатив отклоняли, еще не рассмотрев, а некоторые законопроекты даже не хотели выносить на обсуждение. Из последних инициатив фракции – введение трудовых виз для мигрантов и увеличение страховых взносов для работодателей, привлекающих мигрантов; предложение о закреплении порядка предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям, введение льгот и надбавок к пенсиям для старшего поколения – «детей войны».
– Вы упомянули депутатскую вертикаль КПРФ. Насколько эффективно она работает сегодня? Не угас ли тот задор, который был у муниципальных депутатов после выборов?
– Депутатская вертикаль работает по-разному. Где-то наши муниципальные депутаты очень активны – с ними мы постоянно на связи, и если у них что-то не получается, всегда помогаем. Где-то наших депутатов не слышно и не видно. Есть те, кто переметнулся на сторону политических оппонентов. К счастью, немало и таких депутатов, которые избирались не от КПРФ, а сейчас работают с нами. Если говорить в целом, то команда у нас сложилась и сработалась, и именно существование сильной команды муниципальных депутатов позволяет нам продавливать важнейшие решения даже на городском уровне. К примеру, именно так, благодаря активной совместной борьбе мы смогли сохранить в Москве публичные слушания. Депутатов мы регулярно собираем, консультируем, направляем их работу, приглашаем на свои мероприятия и акции.
– Андрей Евгеньевич, с каким настроением начала работу обновленная фракция КПРФ?
– С бодростью и воодушевлением. Если вы посмотрите хотя бы одно заседание, вы поймете, о чем я говорю. Эффектные выступления и заявления, полемика. В общем, то, что коммунистов стало больше, ощущается мгновенно.
– Какие новые задачи стоят перед депутатами-коммунистами сегодня?
– Основные задачи остались прежними. Улучшить московское законодательство, сделать его более социально направленным, не пропустить антинародные инициативы, ухудшающие положение москвичей. Активизировать работу с избирателями, инициативными группами, общественными движениями. И, самое главное, в условиях, когда три депутата фракции работают в Думе на общественных началах, суметь усилить нашу работу, чтобы в следующий выборный цикл войти сильными и подготовленными.
Екатерина Домогатская