Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Дочь Героя Советского Союза

Дочь Героя Советского Союза

Дочь Героя Советского СоюзаКорреспондент нашей газеты встретился с Людмилой Серебряковой, дочерью Героя Великой Отечественной войны Андрея Серебрякова, педагогом, депутатом и почетным жителем района Свиблово, членом организации «Дети войны».

– Расскажите, пожалуйста, о Ваших школьных годах.

– Школьные годы и комсомольскую юность всегда вспоминаю с особым трепетом. В седьмом классе меня назначили отрядной пионервожатой, а мои подопечные учились в третьем. «Руководила» я ими четыре года. И, когда окончила школу, первый год часто к ним заходила, трудно было расставаться. Жизнь была интересной: пионерские сборы, конкурсы, кружки, экскурсии, участие в демонстрациях. А однажды – в Параде 7-го ноября на Красной площади. А каких интересных людей приглашали, например, мать Зои Космодемьянской – Любовь Тимофеевну. Я тогда читала стихотворение «Мать», посвящённое этой мужественной женщине (я и сейчас его помню). А когда закончила читать, вдруг сказала: «А у меня папа погиб на войне». Любовь Тимофеевна обняла меня, поцеловала, украдкой смахнула слезинку. Очень трогательная была встреча.

По утрам слушали «Пионерскую зорьку», – замечательная была передача; и с нетерпением ждали каждый номер газеты «Пионерская правда». И, конечно, бурно обсуждали каждое событие.

Навсегда останется в памяти 1957 год. Тогда произошло три врезавшихся в мою память события». Я занималась в Аэроклубе (приписала себе год, так как туда принимали с 16-ти лет) и вот – первый прыжок с парашютом. Сколько было эмоций: высота, ощущение полёта – радости не было границ. Второе – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Во всех уголках Москвы на разных языках звучали слова: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём…». Как сейчас не хватает таких патриотических песен. И слово гордое «товарищ» слышится очень редко, всё чаще «господа». Именно господа сегодня руководят событиями на Украине. Больно смотреть на то, что там происходит. И третье – запуск первого искусственного спутника Земли! Всем классом ходили на Москворецкий мост, смотреть, как он пролетает.

– Как Вы решили стать учительницей?

– Это решение, наверное, складывалось постепенно.

Каждый год во время каникул я приезжала в Ряжск – на родину моих родителей. Дедушка Иван Григорьевич и бабушка Евдокия Ивановна, каждый по-своему, сыграли значительную роль в моей судьбе. Дедушка много знал, был интересным рассказчиком. Особенно любил историческую тематику: князь Игорь, Александр Невский, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов… Он не просто рассказывал о событиях и людях, а размышлял, учил давать оценку происходящему, любил поэзию и часто читал наизусть. Пединститут, истфак – это дедушкина «работа».

Наверное, сыграл свою роль и такой случай. Однажды моей тёте Анне Ивановне, учительнице, надо было идти на педсовет, а меня не с кем было оставить, и ей пришлось взять меня с собой. Мне в то время не было ещё четырёх лет. Не знаю, какие внушения мне были сделаны тётей по поводу моего поведения, но сидела я тихо-мирно, без капризов. Кто-то из педагогов потом сказал: «Быть этой девочке учительницей». Наверное, сказал добрый человек и в добрый час.

Хорошо помню свою первую учительницу Глафиру Григорьевну Кременецкую: строгую, спокойную, человека, который всегда внимательно выслушает и даст добрый совет. В то время у меня, как и у многих моих одноклассников, складывалось впечатление, что учителя особенные люди, не как все, что и домашние дела они делают как-то по-особенному. Я не могла представить себе учительницу в домашнем платье, не причёсанную. Уважение к учителям было высокое.

– Расскажите, пожалуйста, о подвиге Вашего отца, о его танковой колонне «Дзержинец».

– Танковая колонна была построена на средства трудящихся Дзержинского района столицы. «Клянёмся бить фашистов, не щадя крови и самой жизни», заверил москвичей ее командир во время проводов на фронт. Колонна двинулась на Воронеж. Танки с надписью «Дзержинец» наводили на врагов ужас и панику. Смело сражались «серебряковцы». Но на войне как на войне, там, как известно, стреляют. 24 июля 1942 года в ожесточённых боях за город Воронеж, проявив высокое мужество и героизм, танковая колонна погибла. В извещении о гибели моего отца было сказано: «пал смертью храбрых» при защите Северо-Западной части Воронежа.

В середине 60-х годов весь советский народ включился в акцию памяти: «Никто не забыт, и ничто не забыто». Приняла участие в ней и я написала письмо в Воронежский военкомат, надеясь получить известие о месте захоронения отца и танковой колонны «Дзержинец». Такими сведениями военкомат не располагал. Но за поиски взялись военные корреспонденты П.М. Грабор и А.И. Гринько. Они разыскали военного комиссара С.Д. Куркоткина, чья подпись стояла в извещении о гибели отца. В то время Куркоткин был командующим Группы советских войск в ГДР. Ему написали письмо с просьбой сообщить, что ему известно о танковой колонне «Дзержинец». Ответ пришёл быстро и превзошёл все ожидания. Бывший политрук отлично помнил «дзержинцев» и их командира, человека «безудержной отваги и мужества, снискавшего себе славу мастера танковых ударов». Куркоткин просил выслать ему карту Северо-Западной части Воронежа, на которой и указал приблизительное место захоронения танкистов.

Командира опознали по остаткам Красного знамени, хранившегося под гимнастёркой, установили личности и других членов экипажа. Останки воинов с почестями перенесли в братскую могилу в Центральном парке города, воздвигли памятник. На гранитных плитах высечены имена. Посмертно А.М. Серебряков был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Награда была вручена моей маме и хранится в семье.

– Каково это – быть дочерью Героя?

– Трудно. Очень ответственно, всегда на виду, на людях. Уроки мужества, митинги, выступления, надо быть «в форме». Недавно с московскими школьниками были в Воронеже. На улице Танкиста Серебрякова состоялось открытие Мемориальной доски. У памятника «Ротонда» (купол разрушенной областной больницы) возложили цветы, почтили память Серебрякова и его боевых товарищей. В этом месте «Дзержинцы» вели самые ожесточённые бои. В Центральном парке города у памятника «Братская могила №13» на месте захоронения экипажа Серебрякова состоялся митинг. И везде надо было найти нужные слова. Вообще, с такой фамилией надо жить достойно, надо стараться.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье.

– Моя мама – Полина Ивановна Серебрякова – медработник, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Ее стаж работы – почти 60 лет. Ей сейчас 98 лет. Маму знают как человека щедрой души, скромного, общительного. Она Почётный житель района Свиблово, Почётный член Рязанского землячества в Москве. Это говорит о многом.

Муж – Юрий Андреевич Селезнёв – ветеран Великой Отечественной войны, Почётный ветеран города Москвы, Почётный житель района Свиблово, ветеран МВД, полковник в отставке, возглавляет работу по патриотическому воспитанию молодёжи в Совете ветеранов района.

– Чему Вы теперь посвящаете своё время?

– «Своего времени» у меня нет. Я депутат районного Совета депутатов, член Союза писателей РФ (пишу одну-две книги в год), член Правления Рязанского землячества в Москве, член Совета ветеранов в Свиблово; Почётный гражданин г. Ряжска, Почётный краевед Ряжского района. Мы с мужем члены Общества исследователей истории Ряжского края, и это ещё не всё! А это всё надо «отрабатывать».

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: