Правда Москвы > Статьи > Вадим Кумин: «Крах старого курса уже стал очевидным»
№24 июнь 2015 г.. |
«В минувшем году мы стали свидетелями провала Кудринской политики выталкивания российских заемщиков, в первую очередь крупнейших государственных банков и компаний, на внешние долговые рынки для финансирования инвестиционных программ. Длительная аккумуляция валютных рисков привела к тому, что наши компании оказались уязвимыми к санкциям, что только спровоцировало их введение и привело к разбалансировке финансовой политики в стране. Теперь вместо того, чтобы использовать низкий уровень государственного долга как резерв для развития, мы вынуждены передавать деньги банкам для решения проблем российских заемщиков, а малый бизнес фактически вытесняется с кредитного рынка. Сегодня девальвация рубля и сохранение режима введенных санкций – это свершившийся факт, от которого нужно отталкиваться, выстраивая свою политику на среднесрочную перспективу. Поэтому усилия государственной власти должны быть направлены не на возвращение экономики к прежнему состоянию стагнации, при котором темпы ее роста постоянно снижались, и уж тем более мы не должны идти на неоправданные уступки, надеясь на благосклонность тех, кто эти санкции вводил. Напротив, мы должны с максимальным эффектом использовать сложившиеся обстоятельства для решительного обновления структуры экономики, при этом жестко и последовательно отстаивая национальные интересы. Для этого Банку России совместно с Правительством и законодательной властью предстоит доводить до ума существующие механизмы поддержки экономики, которые сегодня не слишком эффективны, и внедрять новые при необходимости, а также повышать ее уровень суверенитета и устойчивости к внешним воздействиям. Пример Греции наглядно говорит, что путь бездумного сокращения государственных расходов является тупиковым. Должны урезаться только неэффективные статьи бюджета, а ключевые госпрограммы, способствующие импортозамещению, развитию производства продукции инвестиционного назначения, должны не только быть защищены, но и расширены, ведь секвестр ставит под угрозу срыва планы их реализации, что отбросит страну назад. Нужно осознавать, что сегодня без государственной поддержки крупных проектов ни национальный, ни, тем более международный бизнес в них не пойдет. Проектное финансирование до сих пор буксует из-за некомпетентности Правительства, хотя Банк России открыл лимиты по этим операциям свыше года назад. Эффективность государственных институтов развития также под вопросом: Внешэкономбанк показал убыток в 250 миллиардов рублей по итогам года, Россельхозбанк также регулярно приходит за докапитализацией. Очевидно, что необходимо вводить жесткий контроль и повышать ответственность руководства за результат, поскольку дальнейшая раздача денег без контроля приведет лишь к увеличению потерь подобных институтов. Крайне важно продолжить поступательные шаги на международной арене, для чего необходимо расширять наше участие в деятельности региональных институтов развития, вырабатывать резервные механизмы обмена финансовыми сообщениями, стимулировать переход на рублевые расчеты и использование валютных свопов, инициировать создание элементов альтернативной финансовой системы, в том числе товарных бирж, принимать совместные меры по снижению зависимости национальных систем от односторонних шагов финансовых властей США. Коллективный ответ на санкции будет гораздо эффективнее и убедительнее индивидуального. Следует рассмотреть возможность и условия формирования валютного союза на базе Евразийского экономического союза, расширить участие и повысить степень взаимодействия в рамках иных интеграционных объединений. В целом, сегодня мы обязаны переосмыслить государственную экономическую политику, поскольку крах старого курса уже стал очевидным, и сделать ставку на использование внутренних резервов в сочетании с продуманной промышленной политикой, а не полагаться на иностранные кредиты и улучшение внешней конъюнктуры». Вернуться назад |