Местное самоуправление – реальный механизм или фикция?
Столичная система местного самоуправления уже давно подвергается резкой критике со стороны москвичей. И на это имеются веские основания: все важные полномочия сосредоточены не в руках местных, муниципальных депутатов, а в управах, которые являются частью вертикали исполнительной власти. О том, как реформировать систему местного самоуправления и решить проблемы в этой сфере, шла речь на «круглом столе», который состоялся в Мосгордуме 28 августа. В нем приняли участие депутаты Госдумы и Мосгордумы от КПРФ, депутаты муниципальных собраний, эксперты.
Открывая встречу, руководитель фракции КПРФ Андрей Клычков в Мосгордуме отметил, что, к сожалению, в Москве сложилась система, когда местное самоуправление запускается сверху, и с этим невозможно мириться. Эксперименты по передаче муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий показали свою несостоятельность.
Рассказывая о нынешней структуре местного самоуправления, парламентарий обратил внимание на то, что, согласно Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, однако прямое волеизъявление граждан путем референдума не проводится с 1993 года. «Муниципальные избирательные комиссии самостоятельно не провели ни одних выборов в муниципальных округах. Они контролируются и управляются из управ и префектур, а аппарат органов исполнительной власти в городе в 300 раз больше представительной и муниципальной властей районов и города, вместе взятых, – подчеркнул Клычков. Муниципальная собственность в муниципальных округах конфискована и находится в распоряжении исполнительной власти города с 1993 года. Исполнительная власть лишила муниципальные округа земли, недвижимого имущества, жителей многоквартирных домов – придомовой территории, чердаков, подвалов. Местные налоги и сборы, минуя бюджеты муниципальных округов, зачисляются в городской бюджет. Бюджеты муниципальных округов составляют всего лишь 0,03% от бюджета города Москвы».
Несовершенство модели местного самоуправления в Москве власти объясняют необходимостью сохранения единства городского хозяйства и бюджетной системы города, – продолжил Андрей Евгеньевич, – однако советский и мировой опыт свидетельствуют о надуманности подобной аргументации. Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин и другие мегаполисы имеют четкое разделение городского и муниципального управления с соответствующими бюджетами».
По мнению Клычкова, необходимость возрождения местного самоуправления в Москве продиктована необходимостью борьбы с коррупцией, сокращения штатов чиновников территориальных органов исполнительной власти, совершенствования системы учета мнения населения при принятии управленческих решений.
Участники встречи обсудили разработанный фракцией КПРФ в Мосгордуме меморандум «Десять шагов навстречу местному самоуправлению», в котором сформулированы основные меры по улучшению сложившейся ситуации. В частности, в документе говорится об укрупнении районов столицы, перераспределении полномочий между городом и муниципальными округами, а также о переводе работы муниципальных депутатов на оплачиваемую основу.
Так, присутствующий на встрече Первый заместитель Председателя Госдумы, профессор МГУ Иван Мельников высказался за расширение полномочий муниципальных депутатов. Он отметил, что сначала надо определить полномочия, которые будут исполняться на «нижнем этаже власти», а уже потом решать, что будут делать вышестоящие структуры.
«Я твёрдо стою на том, что у жителей Москвы должно быть право отзыва депутатов, – подчеркнул коммунист.
Высказался Иван Иванович и о громоздкой и неэффективной системе управления столицы. По его мнению, необходимо создавать структуру управления, максимально приближенную к жителям. Это поможет устранить существующее сейчас двоевластие, сократить штат чиновников, усилить борьбу с коррупцией, борьбу со сращиванием бизнеса и власти.
В своих выступлениях муниципальные депутаты согласились с оценкой существующей в столице системы самоуправления как ущербной и поддержали идею расширения полномочий муниципальных депутатов и упразднение управ и префектур.
На протяжении встречи много раз всплывала тема правовой неграмотности населения, необходимости организации его просвещения для отстаивания своих прав, нарушенных произволом властей. Звучали призывы воспитывать в человеке ответственность за свою судьбу.
Участники встречи приняли резолюцию с предложением сформировать рабочую группу при фракции КПРФ в Моcгордуме по развитию местного самоуправления в Москве, утвердить Меморандум «Десять шагов навстречу местному самоуправлению» (о возрождении местного самоуправления в Москве), просить фракцию КПРФ в Мосгордуме разработать и внести в Думу проект Закона города Москвы «О первичных организациях местного самоуправления в Москве», а также обратиться к депутатам Госдумы с просьбой о направлении запроса в Конституционный Суд РФ на предмет проверки соответствия статьи 79 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Конституции Российской Федерации.
Было решено после доработки направить резолюцию Президенту РФ, а также в органы исполнительной и законодательной власти.