«Моя жизнь тесно связана с советской властью»
Работает в московской партийной организации замечательная женщина – Тамара Станиславовна Лазарева. Она принадлежит к поколению детей войны. Как и ее сверстники, Тамара Станиславовна получила школьное образование при советской власти, которая заботилась о том, чтобы дети получили полноценные знания, необходимые во взрослой жизни. Применяя их, можно было выбрать любую профессиональную дорогу и идти к заветной цели. Тамара Станиславовна стала партийным работником. Работала инструктором Фрунзенского РК КПСС и секретарем Краснопресненского РК КПСС г. Москвы. Была ответственным работником МГК КПСС, Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. С читателями газеты «Правда Москвы» она поделилась своими воспоминаниями о детских и юношеских годах, о школе, о любимых учителях, о московском районе Фили, где родилась и выросла.
– Расскажите о своем детстве. Где оно прошло? Кто Ваши родители?
– Мое детство и юность прошли на Филях. Мои родители работали на заводе им. Хруничева. Как и у очень многих других хруничевцев, на заводе прошла практически вся их трудовая жизнь.
В нашем районе функционировали три школы. Правда, школьников было так много, что приходилось учиться в две смены. Много времени проводили на свежем воздухе. Гуляли в парках: Филевском и Детском. Пробежки по свежей лыжне, купание в Москве-реке – все это осталось прекрасным воспоминанием детства.
Центром спортивно-оздоровительной и культурной жизни района были Дворец культуры им.Горбунова и стадион «Фили». Кружки по интересам, спортзал, катки – все было бесплатно и доступно. Я занималась в волейбольной секции и драмкружке. Во времена моего детства огромной популярностью пользовалось кино. Замечательно, что тогда показывали фильмы, воспитывавшие в людях лучшие качества. Огромная заслуга в этом таких фильмов, как «Чапаев», «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь» и многих других.
Часто бывала и на стадионе «Фили». Участвовала в спортивных мероприятиях, бегала на коньках. На катке проводили свободное время и дети, и взрослые. А еще на стадионе вместе с родителями и сверстниками болела за заводские команды футболистов и регбистов.
Вспоминаю добрым словом библиотеку. Ее фонд удовлетворял запросы бесчисленного множества посетителей – детей и взрослых. Во многом благодаря таким библиотекам, благодаря их работникам – культурным, трудолюбивым, скромным людям, наша страна занимала ведущее место по числу читающих жителей.
– Ваши воспоминания, видимо, относятся к послевоенному времени. Времени нелегкому, не слишком сытному, но все же – мирному. В это время Вы были уже подростком. Но Ваши первые школьные годы прошли во время Великой Отечественной войны. Расскажите, пожалуйста, о Ваших школьных годах, Ваших учителях.
– Да, начало моей учебы в школе выпало на военные годы. Но Советское правительство и Компартия сделали все для того, чтобы дети могли жить и учиться. Продолжали свою деятельность учебные заведения. Призванные в первые дни войны и ушедшие добровольно на фронт учителя возвращались в школы. А я до сих пор помню голоса любимых учителей, работавших в 72-й школе, где я училась. Они воспитывали нас, учили любить Родину, вооружили богатейшими знаниями. Какие это были люди! Они обладали титанической силой. Они знали о напряженном труде родителей учащихся на оборонном предприятии. О том, что они порой месяцами не выходили за ворота завода и потому помочь нам, ученикам младших классов, готовить уроки не могли. И потому всю заботу о воспитании и обучении своих учеников несли на своих плечах.
Мы стали для них родными детьми. По-отечески нежно встречал нас каждое утро директор школы Владимир Андреевич Крылов. Как успехи и неудачи собственных детей принимала старания учеников наш классный руководитель, преподаватель английского языка Вера Яковлевна Герман. Обладая не слишком крепким здоровьем, она находила в себе силы работать с детьми не только во время занятий, но и во внеурочное время. Причем абсолютно бесплатно…
Помню, с каким удовольствием занималась арифметикой, геометрией и тригонометрией. Эти предметы преподавали потрясающие учителя – Леонид Петрович Никольский и Алексей Андреевич Погорельцев. По их «вине» математика в нашем классе была культовой дисциплиной.
Учитель истории, Иринарх Григорьевич Моногаров, пришел в школу с фронта. Я благодарна ему за передачу нам своей влюбленности в социалистическую Родину, Компартию Советского Союза – организатора всех побед в нашей стране. За приобщение нас к овладению знаниями об исторических и современных событиях.
– Как Вы считаете, дает ли современная школа такие знания, какие получили Вы, Ваши сверстники и все, кто получил школьное образование при советской власти?
– Нет! Мне горько осознавать, что сегодняшняя молодежь учится по учебникам, в которых необъективно отражена история Отечества, искажена деятельность В.И. Ленина и И.В. Сталина, перечеркнут их вклад в создание могущественного государства, в превращение СССР из аграрной страны в индустриальную. Не отражены успехи в космической науке. Не отмечен подвиг Юрия Гагарина, прославившего страну Советов первым в мире космическим полетом. А мы владели знаниями обо всех исторических событиях досоветского и советского периодов. Не получают полноценных знаний современные дети и по другим предметам. И это неудивительно: в капиталистической России школа превратилась из храма знаний в коммерческую контору по оказанию образовательных услуг.
Молодежи нашего поколения повезло с учебой. Не случайно многие страны взяли на вооружение советскую систему образования. А у нас она фактически уничтожена. По уровню образования современная капиталистическая Россия стремительно катится к уровню России дореволюционной. Миллионы детей, не ходящих в школу, – это позор на весь мир!
А я безмерно благодарна советской власти, давшей мне, дочери малограмотных родителей, возможность работать и учиться. Бесплатно получить высшее экономическое и политическое образование. Найти свое место среди плеяды партийных работников. Моя жизнь крепко связана с советским строем. Благодаря ему достигла успехов в формировании мировоззрения, трудовой деятельности, получении знаний, приобретении прекрасных друзей.