Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Сбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионов

Сбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионов

Сбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионовСбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионовСбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионовСбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионовСбор Ротенберга: система «Платон» – удар по благосостоянию миллионовВ середине ноября грузоперевозки по федеральным трассам стали платными. Эксперты говорят о негативном влиянии нововведения на экономику страны, а дальнобойщики со всей России продолжаются бастовать против очередного побора.

ОЧЕРЕДНОЙ ПОБОР

Каждый, кто выезжал за пределы МКАД, знает, в каком состоянии находятся российские дороги. Колдобины, ямы и трескающийся после первых морозов асфальт – во всем этом, по мнению властей, виноваты главным образом водители фур, которые якобы наносят половину общего размера вреда федеральным трассам.

Поэтому правительство решило взимать с дальнобойщиков дополнительную плату за пользование федеральными трассами. С 15 ноября этого года вступило в силу постановление, согласно которому проезд по федеральным дорогам для машин весом более 12 тонн стоит 3,73 рублей за километр. «Зайцам» грозили огромные штрафы – до 450 тысяч рублей.

Тариф шокировал всех – и дальнобойщиков, которые и без того платят повышенный транспортный налог и специальный акциз со стоимости дизельного топлива, и транспортные компании, на которые зарегистрировано 60% большегрузов, и бизнесменов, которым удорожание грузоперевозок болезненно ударило по карману. Под давлением предпринимателей правительство 10 ноября снизило первоначальный тариф: до 1 марта следующего года он будет составлять 1,53 рублей за километр, с марта по 31 декабря 2018 года – 3,06 рублей. Потом снизили и штрафы – до 5-10 тысяч рублей. Но перевозчики понимают, что это – лишь жалкая попытка подсластить пилюлю «Платона».

 

«ПЛАТОН»

Сбором платы с дальнобойщиков и контролем исполнения новых правил занимается компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), оператор системы взимания платы «Платон» (образовано от «плати за тонну»). Название у нее, и правда, получилось говорящее. Увы, говорит оно не о древнегреческом философе, а о единственном ее назначении – взимать плату за проезд большегрузов. Но и с ним новорусский «Платон» не справляется.

Рассчитаться за проезд можно двумя способами. Менее популярный – установить в кабину фуры бортовое устройство (БУ) и пополнить его счет, как баланс мобильного телефона. Деньги будут списываться автоматически за каждый километр пути. РТИТС должна была подготовить 1,5 миллиона БУ и бесплатно раздать их дальнобойщикам, но к старту проекта в руки водителей попало лишь 100 тысяч приборов – и это притом, что фур в России зарегистрировано около 2 миллионов.

В РТИТС попытались свалить все на разгильдяйство перевозчиков, решивших получить прибор в последний момент. Но в задержке они не виноваты – многие из них еще в октябре отправили необходимые для регистрации в системе документы, но ответа не получили. Дело в том, что государство поставило условие: бортовые устройства должны быть изготовлены на территории России. Но лишь при запуске системы обнаружилось, что производителей подобного оборудования в нашей стране, оказывается, нет. «Бортовое устройство полностью спроектировано российским производителем и сделано на заводе в Санкт-Петербурге, – поясняет Замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов. – Узость рынка не позволила создать необходимого количества бортовых устройств». Предсказать «узость рынка» заранее и побеспокоиться о выполнении контракта заранее подрядчик почему-то не смог...

Произведенные «на базе российских технологий» устройства, как отмечают дальнобойщики, сделаны из китайских комплектующих. Качество у приборов соответствующее – «бу»шное. «Из полученных нами устройств 12 вышли из строя, а восемь единиц проработали менее 24 часов», – поделился Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. Приборы постоянно ломались, моментально «съедали» внесенные на счет деньги и насчитывали астрономический километраж – до 2,7 тысячи за день.

Большинство перевозчиков предпочло второй вариант оплаты – маршрутную карту, в которой указываются начальный и конечный пункты и до десяти промежуточных точек. Оформить и оплатить ее можно на сайте системы «Платон», через мобильное приложение, в офисе или терминале самообслуживания. Но специалисты РТИТС и здесь «постарались»: сайт зависал и падал, оплата не проводилась, в офисах организации толпились очереди дальнобойщиков и перевозчиков.

Помимо сбора платы «РТ-инвест транспортные системы» должны отслеживать нарушения. Для этого на пятидесяти с лишним тысячах километров федеральных дорог, включенных в систему, компания обязана была установить 481 систему стационарного контроля – рамку над дорожным полотном, при проезде которой «Платон» определяет, внес ли владелец плату. Но к 15 ноября было построено лишь 18 таких рамок, и все – в Московской области. Пресс-служба Росавтодора даже заявила, что штрафовать за неуплату «километрового» сбора будут лишь в столичном регионе, но уже вскоре стала открещиваться от своих слов. Из-за сбоев в системе «Платона» уже в начале декабря штрафы придут к перевозчикам, честно оплатившим проезд или не сумевшим сделать этого по объективным причинам.

Но претензий к качеству работы подрядчика у властей нет. Неудивительно: ведь «РТ-инвест транспортные системы» в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и 42-летнему бизнесмену Игорю Ротенбергу, сыну приятеля Путина Аркадия Ротенберга.

 

РОТЕНБЕРГ

Пример братьев Ротенбергов демонстрирует, что занятия спортом в детстве приносят огромную пользу: маленькие Аркадий и Борис некогда занимались в одной секции по борьбе с Володей Путиным, а теперь они – видные предприниматели. Борис, например, владеет 0,95 млрд долларов и занимает 99-е место в сотне самых богатых бизнесменов России. Аркадий перегнал младшего брата – 60-е место и 1,4 млрд долларов. В 2014 году он освоил на государственных подрядах 184 млрд рублей и возглавил ежегодный рейтинг «Королей госзаказа» от Forbes.

По стопам отца пошел сын Аркадия, Игорь Ротенберг. В рейтинге богатейших бизнесменов нашей страны он пока на 155-м месте, но на этом Игорь не останавливается: по подсчетам Forbes, только за прошлый год его компании выиграли госконтракты на 37,3 млрд рублей. Пожалуй, уже скоро Игорь сможет конкурировать в рейтинге со своим дядей. Новые миллиарды принесет словно специально для этого созданный проект сбора денег с дальнобойщиков. В июле 2014 года компания «РТ-Инвест» вместе с «Ростехом» создала ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», а уже через месяц правительство РФ назначило только возникшую частную фирмочку оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков «Платон», а в сентябре того же года между фирмой и Росавтодором было подписано концессионное соглашение на 13 лет.

Себестоимость проекта на данный момент – более 29 млрд рублей. Как утверждает генеральный директор РТИТС Александр Советников, государство не вложило в проект ни рубля. 2 млрд предоставили акционеры, а основную часть денег дал в кредит Газпромбанк. Участие в проекте квазигосударственного банка – явное свидетельство поддержки правительства: не каждому раздают такие суммы.

Планируется, что сбор с большегрузов будет приносить в бюджет около 50 млрд рублей в год. Пятая их часть – от 10,6 млрд рублей – будет идти РТИТС, причем выплаты будут регулярно корректировать на инфляцию – и это в государстве, где с 2009 года не меняют размер пособия по безработице!

Оставшиеся 40 млрд в год пойдут в Федеральный дорожный фонд. Его бюджет, складывающийся из акцизов на топливо и идущий на ремонт дорог, в этом году составил в пятнадцать раз больше – 622,5 млрд рублей. В прошлом году с учетом региональных фондов, которые финансируются также за счет транспортного налога, общий дорожный бюджет составил 1,4 трлн рублей. Плата за проезд для фур на этом фоне – капля в море, меньше 3 %. Но государство не отказывается от «сбора Ротенберга», несмотря на все негативные последствия, которые он с собой несет. В первую очередь расплачиваться придется дальнобойщикам.

 

ДАЛЬНОБОЙЩИКИ

Запуск «Платона» обернулся выступлениями дальнобойщиков более чем в 40 регионах страны. Протесты были в основном мирными: водители большегрузов пытались обратить на себя внимание властей акцией «Улитка», передвигаясь по федеральным трассам и городским дорогам друг за другом со скоростью десять километров в час, и оставляли машины, изукрашенные хлесткими плакатами, на обочинах – самая длинная колонна растянулась на 15 километров. Символичная акция протеста прошла в Саратове: возле офиса «Платона» около 30 человек накинули себе на шеи удавки.

Дальнобойщики возмущены тем, что правительство не стесняется отнимать у них заработанные тяжелым трудом деньги, чтобы финансировать ремонт дорог, за который они уже заплатили акцизами и транспортными налогами, и спонсировать семейку Ротенбергов. Один из протестующих признался: если раньше с учетом всех издержек за километр пути можно было заработать максимум 8 рублей, то теперь при самом лучшем раскладе наберется лишь 5 рублей.

Особенно бурные протесты проходят в Дагестане. В небогатой республике очень трудно найти работу, и зачастую единственный вариант прокормить семью – крутить «баранку», развозя урожай из южных регионов по всей стране. На Кавказе доходы от грузоперевозок еще ниже: за километр можно получить лишь 3-3,5 рубля чистого дохода, половину из которого теперь съедает «Платон». Прокормить на эти деньги семью нереально. Но даже в такой критической ситуации горячие дагестанские водители протестуют культурно: не перекрывают проезжую часть, не громят офисы «Платона» и не конфликтуют с госслужбами, которые, как признаются водители, прекрасно понимают их возмущение.

Главное требование участников протеста – полная отмена системы «Платон» и платы за пользование федеральными трассами. На полумеры дальнобойщики не согласны: прекрасно знают, чем чреваты попытки пойти на компромисс. Когда вводили акцизы на топливо, им обещали отменить транспортный налог, но так этого и не сделали. Также протестующие требуют наказания для всех, кто участвовал в «платоновской» коррупционной схеме, которая станет ударом по благосостоянию миллионов россиян.

 

УДАР ПО БЛАГОСОСТОЯНИЮ МИЛЛИОНОВ РОССИЯН

«Сбор ротенбергов» касается не только дальнобойщиков. Следующая жертва «Платона» – малый и средний бизнес. Себестоимость перевозок вырастет на 15-20 %, что может стать фатальным для небольших компаний, исправно платящих налоги и предлагающих конкурентный и востребованный у покупателей товар по доступным ценам. На рынке без особых проблем удержатся лишь монополисты, а на биржу труда отправятся тысячи людей, прежде занятых в сфере логистики и грузоперевозок.

Компенсировать новые расходы предприниматели станут за счет роста цен на продукцию. «Ротенберговский сбор» будет включен в ценники товаров всех категорий, от продуктов питания и бытовой химии до автомобилей и жилплощади. Ассоциация компаний розничной торговли уже заявила о росте цен на социально значимые товары на 5 %. Ассоциация застройщиков Московской области предупредила, что из-за роста цен на перевозку стройматериалов себестоимость квартир поднимется на 7-9 %. Эти издержки тоже, скорее всего, падут на плечи потребителей – тех немногих россиян, кому и без того дорогие квадратные метры пока ещё по карману. Даже глава Сбербанка Герман Греф назвал введение системы «Платон» ошибкой и сообщил о том, что по ее вине инфляция в следующем году увеличится как минимум на 1,5 %.

Кроме того, есть основания полагать, что когда систему «обкатают» на фурах, она начнет действовать для всех транспортных средств: при регистрации на сайте владельцу предлагают выбрать тип транспортного средства, а среди вариантов ответа откуда-то взялись фургоны и легковые автомобили.

Дальнобойщики со всей страны обещали двинуться организованными колоннами на Москву, если власти не услышат их требования. Из Дагестана уже выехала третья колонна фур. «Каждый день будем выезжать мелкими группами — по 200 машин, по 150 машин выезжают, – рассказал водитель Руслан из Дагестана. – Мы уважаем людей, поэтому едем не все сразу, а то первый город, который встанет, будет Волгоград». Пожалуй, остальным россиянам тоже стоит проявить понимание и поддержать выступление дальнобойщиков – самую большую протестную акцию за последние несколько лет, единственную надежду быть услышанными властью и добиться отмены «сбора Ротенбергов».

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: