Думское большинство за антинародный бюджет?
27 марта в первом чтении был рассмотрен проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Понимая необходимость корректировки федерального бюджета в изменившихся экономических условиях, фракция КПРФ, тем не менее, будет голосовать против предложенного правительством законопроекта «О внесении изменений в федеральный бюджет».
Мы считаем, что рассмотрение данного законопроекта до завершения I квартала 2015 года является преждевременным. Законопроект «О внесении изменений в бюджет» следует рассматривать по итогам I квартала, что позволит иметь более точные тенденции социально-экономического развития страны в текущем году. На это указано и в заключении Счётной палаты.
Предложенные сегодня бюджетные проектировки в отдельных случаях далеки от реальности. К примеру, наполнение доходной части федерального бюджета за январь-февраль 2015 года составляет 96 процентов к соответствующему периоду прошлого года и 15 процентов к годовым проектировкам доходов бюджета.
Но в предложенном законопроекте использованы более заниженные прогнозы. По отдельным статьям доходов и расходов вообще не представлены обоснования предлагаемых изменений. При этом по оценке Счётной палаты доходы федерального бюджета на 2015 год могут превысить прогноз, учтённый в законопроекте Минфина, на 128 миллиардов рублей.
Это почти половина суммы, предложенной сегодня к урезанию в расходной части бюджета.
Всё это свидетельствует о том, что Минфин чрезмерно перестраховывается, неоправданно сжимая расходную часть бюджета и предлагая заниженный вариант поступления доходов, что приведёт к ещё большему замедлению экономического роста и ставшей традиционной поспешной корректировке бюджета в конце финансового года, когда время для эффективного использования бюджетных средств будет упущено.
Источником сокращения дефицита бюджета может стать увеличение доходов от использования федерального имущества, но предложений по этому вопросу тоже нет.
Требуют дополнительного изучения последствия так называемого налогового маневра, поскольку идёт сокращение доходной части бюджета, рост внутренних цен на энергоносители.
Не предлагается начать процесс возврата финансовых средств, вложенных в ценные бумаги зарубежных государств, поддерживающих экономические санкции против Российской Федерации, и направление этих средств на инвестиционные программы. Только в ценных бумагах американского правительства на сегодня – 118,1 миллиарда долларов российских средств. Почему не используются иные варианты сохранения финансовых резервов?
Если анализировать предлагаемые расходы, то сокращение ассигнований в проекте федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» на 25 процентов противоречит заявлениям о сохранении финансирования социально значимых направлений. Общее финансирование здравоохранения в стране из всех источников в процентах к ВВП вдвое меньше объёмов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Всё это неизбежно отразится на здоровье нации.
Мы не согласны с приостановлением индексации зарплат бюджетникам и денежного довольствия военнослужащих.
В целом темпы роста реальной заработной платы снижаются на 10 процентов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается до 12,4 процента от общей его численности. Идёт неконтролируемый рост цен. Совершенно очевидно, что все финансовые проблемы решаются сегодня за счёт ухудшения уровня жизни основной массы населения.
Но если власть предлагает народу затянуть пояса перед лицом внешних угроз, то логична постановка вопроса о национализации, к примеру, нефтегазового сектора и стратегических отраслей в целях полного использования их возможностей и дохода в интересах народа и государства.
Также необходимо ввести госмонополию на табак и алкоголь. Олигархов-собственников при этом не обижать, выдать им ваучеры по закону, как народу в 90-е годы при приватизации.
Предлагаемая межбюджетная политика не ведёт к оздоровлению региональных финансов, не обеспечивает сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Их долги на 1 марта 2015 года – более 2 триллионов рублей. При этом законопроектом предусмотрено значительное сокращение межбюджетных трансфертов в размере 145 миллиардов рублей. В частности, объём дотаций сократится на 58 миллиардов, в том числе на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на 32 миллиарда рублей, на компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы на 20 миллиардов. А ведь в некоторых субъектах уже есть задержки выплаты зарплаты бюджетникам.
Фракция КПРФ выступает против такого сокращения. Комитет Госдумы по региональной политике также высказался против принятия законопроекта. Это вырезание неизбежно приведёт к очередному витку сокращения бюджетной сферы в регионах. Выделенные по антикризисной программе 160 миллиардов рублей бюджетных кредитов с достаточно сложными условиями их получения не решают проблемы бюджетов субъектов Федерации. Необходимо введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, что позволит реально оздоровить региональные и муниципальные бюджеты.
Мы предлагаем рассматриваемый законопроект вернуть на доработку в правительство, в соответствии со статьёй 204 Бюджетного кодекса, доработать его к концу апреля, используя итоги социально-экономического развития за первый квартал, и рассмотреть спокойно в середине мая. Основные направления доработки изложены в заключениях – сводном заключении Комитета по бюджету и налогам и в заключении Счётной палаты.
Предстоящий в апреле отчёт правительства в Государственной Думе позволит более глубоко проанализировать ситуацию в экономике и социальной сфере, соответственно, принять взвешенные, продуманные изменения в федеральный бюджет в интересах большинства населения страны.
По предложенному варианту бюджета фракция КПРФ будет голосовать против. С таким бюджетом Председателю правительства будет сложно отчитываться в Государственной Думе 22 апреля. Урезание практически всех разделов расходной части бюджета, обуславливающее падение уровня жизни населения, это признание неудовлетворительной работы правительства за прошедший год. Такой бюджет – это фактически заявка на обоснование выдвижения требований об отставке правительства.
(Из выступления на пленарном заседании Госдумы депутата от КПРФ В.А. Коломейцева)