Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Барды — наследие социализма

Барды — наследие социализма

В №18 «Вечёрки» опубликовано интервью В. Снегирёва с А. Городницким, который с грустью заметил: «На смену «атлантам» не пришла такая же когорта авторов, равных им по уровню». Это позволило Снегирёву в характерном для буржуазных СМИ стиле бросить «камушек» в советское прошлое: «Может быть, потому что этот жанр способен расцветать только в условиях жёсткого тоталитарного режима, несвободы?». Так ли это?

Авторская песня – чисто советское явление, возникшее в начале 60-х годов ХХ века. Что в нём особенного, какие признаки объединяют бардов? Лучше всего об этом сказал сам Городницкий в предисловии к сборнику «Люди идут по свету» (1989 г.). Создавать и исполнять свои песни барды стали в молодости, когда они предпочитали активный образ жизни: плавание на байдарках по порожистым рекам, альпинизм, участие в трудных туристских маршрутах. Это люди спортивного склада, формирующего и тело человека, и его дух, заставляющего быть изначально мужественным, уметь группироваться в трудный момент. Сочиняли они в свободное от работы время: по профессии барды — кто угодно (физики, химики, педагоги, биологи, геологи, строители, рабочие и инженеры), но не поэты и музыканты.

К концу 50–х – началу 60–х годов жизнь в СССР наконец–то вошла в нормальное, спокойное русло. И именно в этот период с особенной силой проявились характерные черты социалистического строя. Была уверенность в завтрашнем дне. Рос общеобразовательный уровень: страна подходила к переходу от обязательного неполного среднего (7 классов) к среднему (десятилетка) образованию. Система очного, вечернего и заочного образования обеспечивала каждому возможность получения квалификации и работы в соответствии с его желанием и способностями (о безработице и речи не было). Росла продолжительность свободного (внерабочего) времени, и одним из важных направлений политики советского государства стало стимулирование использования этого времени, особенно молодёжью, для духовного и физического развития. Организацией творческого досуга занимались комсомол и профсоюзы. По месту жительства, на предприятиях и в учебных заведениях возникали различные кружки, студии, клубы по интересам (не только бесплатные, но и дотировавшиеся профсоюзами или государством), выпускались стенные газеты и выходили малотиражки. Всё это дало возможность молодёжи проявить свои таланты в разных областях искусства и спорта, в том числе и в создании и исполнении музыкально–поэтических произведений – авторской песни.

Детство и юность большинства бардов приходится на военные и послевоенные годы. Героями этих поколений были сначала челюскинцы, папанинцы, лётчики, стахановцы; во время войны её герои; в 50–60 годы – учёные, целинники, конструкторы, космонавты.

В спокойные 60–70–е годы стремление молодёжи подобно своим героям испытать себя в трудных, экстремальных условиях, выразилось в массовом увлечении туризмом и альпинизмом.

В походах, отдыхая вечером у костра, авторы знакомили товарищей со своим творчеством; наиболее удачные песни быстро становились популярными в молодёжной среде, их пели все и всюду. Так родилась авторская песня (её часто называют «туристской») о походах и мечтах, бескорыстной любви и дружбе, вообще о жизни. Романтичные и реалистичные, оптимистичные и с налётом лёгкой грусти, шуточные и сатирические – все они находят отзвук в душе слушателей и исполнителей. Героев авторской песни манили не корысть и стяжательство, а романтика открытий и созидания, стремление в дальние, неизведанные края не «за деньгами», а «за туманом и за запахом тайги».

Ситуация резко изменилась в конце 80-х годов, когда мораль общества созидания и познания подменили моралью общества стяжательства и потребления. В качестве цели жизни на смену запаху тайги пришли деньги. Экстремальный туризм с песнями у костра вышел из моды, гитары уступили место плеерам с наушниками. А наушники каждый слушает индивидуально.

Меняются времена, меняются и песни. Только вряд ли теперь одни и те же песни будут популярны у строителей космодрома «Восточный» или рабочих Челябинского тракторного и у чубайсов, прохоровых, вексельбергов...

А может быть, пора вспомнить старые песни, например, «Варшавянку» или «Интернационал»?

 Николай Кудрин

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: