Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Продажа Внуково: кому Медведев делает тайный новогодний подарок?

Продажа Внуково: кому Медведев делает тайный новогодний подарок?

Продажа Внуково: кому Медведев делает тайный новогодний подарок?5 января, в разгар каникул, накануне Сочельника, на сайте Правительства РФ была обнародована прошлогодняя информация: какой новогодний подарок сделало себе и приближенным олигархам Правительство РФ. Оказывается, Распоряжением Д.А. Медведева от 30 декабря № 2599-р «под елочку» был положен подарок в виде приватизации государственных долей аэропорта Внуково – одного из ключевых аэропортов Московского авиаузла. Главным распорядителем подарка была назначена брокерская компания «Ренессанс брокер», объединенная с группой «Онэксим» Михаила Прохорова. В очередной раз режим отбирает у простых людей остатки общественного достояния, накопленного за годы Советской власти.

Сейчас государство является собственником около 75% акций ОАО «Аэропорт Внуково», а также порядка 25% акций (+1) ОАО «Международный аэропорт Внуково». Остальные акции принадлежат частным компаниям ОАО «Внуково-инвест» и ОАО «Авиационно-Нефтяная Компания», конечными выгодоприобретателями которых называют Виталия Ванцева и его партнеров, но их имена и их доли достоверно не известны. Г-н В.Ванцев в середине 90-х годов продвинулся в сфере нефтеперерабатывающего бизнеса, затем акцент был сделан на поставке авиационного топлива, а позже, по мере роста финансового влияния, и была создана ОАО «Внуково-инвест» во главе с ним, которая фактически стала врастать в аэропортовый бизнес. На первом этапе приватизации аэропорта «Внуково» в 1998 году государство оставило у себя 60% акций, а остальные распределились между 5000 работниками – членами трудового коллектива. При этом прямо в аэропорту тогда была открыта касса по скупке акций: ОАО «Внуково-инвест» скупило у трудового коллектива 36,5% акций и приблизилось к возможности контроля над аэропортом. Затем ими же с взятием в аренду на 50 лет нового участка земли и при поддержке Правительства Москвы (Лужкова) в виде 25% участия было создано ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и построен новый терминал. Сегодня аэровокзальный комплекс в аэропорту «Внуково» крупнейший в стране по площади. Кроме ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Международный аэропорт «Внуково» в авиаузле функционируют также структуры ЗАО «Авиационнотопливная компания», ЗАО «Топливно-заправочный сервис», ЗАО «Внуковская инвестиционная компания», ООО «Авиатехинвест», активы которых, видимо, будут объединены. И не забываем про «дирижера» – упомянутое ОАО «Внуково-инвест».

После завершения второго этапа приватизации государство полностью выйдет из уставных капиталов акционерных обществ. Кто же завтра получит полный контроль над аэропортом? Усилит ли свое влияние группа В. Ванцева или произойдет передел собственности, и аэропорт возглавит новая олигархическая структура, остается вопросом. Может быть, поэтому подписание распоряжения происходило в обстановке такой секретности?

Почему, например, в качестве посредника, так сказать, свахи, выбрана компания из «Онэксим-групп»? Известно, что в России такой выбор может отражать очередную вариацию соотношения сил в окружении Президента и Правительства, а также экономические официальные и неофициальные интересы и политические обязательства.

Борьба за место посредника началась еще в 2010 году. В.Путин, будучи тогда Председателем Правительства РФ, подписал распоряжение, взмахом авторучки определяющее состав возможных участников продажи приватизируемого имущества, в который вошли десять компаний.

Состав перечисленной команды приватизаторов сам по себе представляет интерес для анализа. Но не будем уходить в сторону, отметим только, что формирование такого списка уже противоречило действовавшему тогда Федеральному Закону от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов ...», так как существенно ограничивало конкуренцию при выборе организатора продаж приватизируемого имущества.

Следующий шаг делает Минэкономразвития (МЭР). Осенью 2013 года МЭР начинает работу по «отбору юридических лиц для проработки подходов и организации от имени Российской Федерации отчуждения пакетов акций ОАО «Аэропорт «Внуково» и ОАО «Международный аэропорт «Внуково»». Вызывает сомнение, что этот порядок отбора согласуется с вышеупомянутым 94-ФЗ. Как отмечается в справке к Распоряжению, ООО «Ренессанс Брокер» отобрано «в соответствии с порядком, утвержденным Минэкономразвития РФ, исходя из опыта организации и критерия наименьшего размера вознаграждения за организацию продаж». Но почему не в соответствии с Законом? В опубликованных официальных документах отсутствуют к тому же условия продажи и критерии выбора покупателя. Неужели Минэкономразвития при поддержке Правительства пошло на грубейшее нарушение законодательства, которое само и разрабатывало? За существенно меньшие нарушения экс-глава Правительства Украины г-жа Юлия Тимошенко который год отбывает срок в тюрьме.

При принятии закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ я неоднократно и официально выступал с критикой еще проекта закона, вносил антикоррупционные поправки, направленные против ограничения конкуренции. С подачи Минэкономразвития эти поправки были отклонены, и вот теперь мы видим, что орган государственной власти в грубейшей форме препятствует конкуренции.

Завершающим этапом в череде нарушений является распоряжение Д.А. Медведева от 30 декабря № 2599-р. В нем делается попытка соблюсти законодательные нормы, но очень неуклюже. Фактически законодательная норма подменяется распоряжением правительства! Что же получилось в итоге?

По многочисленным данным, например, информагентства «Росбизнесконсалтинг», ООО «Ренессанс Брокер» было создано в 1998 г. и является оффшорной дочерней компанией «Абелардо Холдингз Лтд» (Кипр), принадлежащей крупному инвестиционному банку «Ренессанс Капитал». Этот банк осуществляет свою деятельность в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, Африки, Азии. До ноября 2012 г. инвестиционный банк входил в «Ренессанс Групп», затем был выкуплен группой «Онэксим» Михаила Прохорова. Что это, серьезный карт-бланш Михаилу Прохорову от Кремля при приватизации крупного и престижного объекта с высоким объемом государственного участия? Или плата за неучастие в политическом процессе? Или, наоборот, неожиданная поддержка кандидата от одной из групп в государственной элите? И если да, то этично ли ему будет позиционировать себя в качестве независимого участника тех или иных выборов, куда он так рвется? Эти вопросы, конечно, интересуют общественность.

Жизнь покажет, но несомненным является факт очередной распродажи стратегического госимущества, в которое вложен труд советских людей нескольких поколений. Ведь аэропорт был запущен еще до войны. В годы Великой Отечественной войны во Внуково базировалась Московская авиагруппа особого назначения. Свыше 60 лет аэропорт обслуживает рейсы воздушных судов высших должностных лиц, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в страну.

Кроме того, как известно, сейчас положение в гражданской авиации довольно тяжелое. При том, что объем воздушных перевозок наращивают, существуют серьезные проблемы с безопасностью полетов. Используются бывшие в употреблении зарубежные лайнеры, а отечественные самолеты, не будучи востребованными по совершенно необъективным причинам, перестают производиться. Погибает авиапром, о чем мы неоднократно писали ранее. Необходимо государственное регулирование использования воздушного пространства, а теперь осуществлять его будет еще сложнее. Государство не обеспечивает решения этих и многих других проблем. И именно в этот момент делает шаг по дальнейшему своему уходу из отрасли. На самом высоком уровне. Как гласит официальная информация, согласно прогнозному плану приватизации федерального имущества на 2014-2016гг., предусматривается прекращение участия РФ в уставных капиталах ОАО «Международный аэропорт Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково» до 2016 г. с учетом решений президента РФ и правительства РФ в отношении стратегического развития Московского авиационного узла.

Совсем не в том направлении, какое было бы нужно стране, Кремль собирается «развивать» Московский авиационный узел. Ввиду неумелого управления, осуществляемого не в интересах граждан, он испытывая дефицит доходной части бюджета, позорно распродает оставшуюся знаковую собственность, созданную всей страной. Собственность стратегического значения. А на словах объясняет это будущим повышением эффективности управления после продажи. Потребитель скоро почувствует последствия этого изменения на размерах стоимости билетов. Значительно урезаются возможности профсоюзов и защиты интересов трудовых коллективов. Не исключено, что за этой сделкой стоят особые политические интересы олигархов, которых решено вновь приблизить к власти. Я призываю всех представителей общественности, не равнодушных к судьбе отечественных пассажирских авиаперевозок, высказать свою гражданскую позицию. Фракция КПРФ будет внимательно следить за ситуацией.

Александр Потапов,

депутат Госдумы (фракция КПРФ)

Рисунок Вячеслава Полухина.
Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: